Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Аль-Андалус. Взгляд из Дамаска: Арабы и мусульмане в средневековой Испании и Португалии


В предлагаемом обзоре в тексте и аудио программа русского вещания Радио Дамаск об истории Аль-Андалус – Испании и Португалии после арабского завоевания. Материал Радио Дамаск мы снабдили обширными примечаниями.

Передачу Русского вещания Радио Дамаск от 12/08/2011 об истории Аль-Андалус и жизни в Испании и Португалии после арабского завоевания слушайте в аудиофайле (в записи Portalostranah.ru):

 



 

На карте: Почти максимальное расширение границ владений арабов-мусульман в Испании и Португалии – т. н. страны Аль-Андалус (здесь состояние на пр. 790 г., Аль-Андалус обозначена зеленым цветом).
На карте: Почти максимальное расширение границ владений арабов-мусульман в Испании и Португалии – т. н. страны Аль-Андалус (здесь состояние на пр. 790 г., Аль-Андалус обозначена зеленым цветом).

А далее текст этой программы и наши примечания. Итак, русское вещание Радио Дамаск от 12/08/2011 об истории Аль-Андалус:

 

«Страны Средиземного моря некогда входили в гигантское государство Арабский халифат. Арабский язык был распространен от Гиндукуша до Пиренеев. Первое время он сосуществовал с арамейским, сирияком, греческим и персидским на Ближнем Востоке, греческим и коптским в Египте, берберским, пуническим и латынью на Севере Африки, ладино, впоследствии романсе, на Иберийском полуострове.

 

В этом районе процессы арабизации и исламизации в Средние века шли в тесной связи с формированием арабо-мусульманской культуры на Севере Африки, контакты с которой поддерживались постоянно.

 

Но особенно на островах Средиземноморья от Балеар и Корсики до Кипра и Крита, который был захвачен в IX веке мусульманами Кордовы.

 

Мы хотим особо отметить значение арабо-мусульманской культуры на острове Сицилия и Мальта в IX-XI веках, где она развивалась в контакте с арабо-иберийской культурой вплоть до середины XVIII века.

 

Сицилия тогда считалась в культурном плане чем-то вроде провинции исламской Испании. Отметим, что и Португалия тогда называлась Гарб-аль-Андалус, т.е. Запад Андалуса. Отсюда пошло название области Аль-Гарбия — ныне сохранившей свое название южной области Алгарве. В то время когда сама столица Лиссабон называлась Аль-Аджбуна.

 

Пришедшие в Испанию арабы превратили ее в страну Андалус не только по названию. Они сумели там решить проблемы, оказавшиеся не по плечу предкам современных европейцев — вестготам. Были восстановлены торговля и ремесла, которыми готы пренебрегали.

 

Были прекращены преследования евреев, греков, ариан и прочих этнических и конфессиональных меньшинств, по этой причине с первых же дней поддержавших арабов. Был ослаблен экономический гнет — свободу получали рабы и закрепощенные крестьяне, принимавшие ислам.

 

Частично или во многом были удовлетворены почти все слои населения. Даже многие представители вестготской знати, принявшие ислам, получили в дальнейшем возможность стать полноправными представителями мусульманской аристократии. Об этом говорят примеры семейства арагонских графов Саракушты — (нынешнего города) Сарагосы, образовавших династию мусульманских правителей Бану Каси, Кади Тулаюлы.., знаменитого историка ибн аль-Кутыя, — сына готянки.

 

Наряду с этим арабы вступали в браки с местными женщинами, положив начало новым поколениям — мусульман арабо-романского и арабо-вестготского происхождения.

Даты истории Аль-Андалус (Прим. Portalostranah.ru):

 

Территория Аль-Андалус не была в политическом плане всегда единым целым, она состояла в разное время из различных феодальных образований, иногда возглавляемых не только собственно арабскими династиями, но также и династиями христианских ренегатов, перешедших в ислам.

 

Аль-Андалус в разное время управлялась из Кордобы, Севильи, Гранады и даже с территории нынешнего Марокко.

 

В 711 году мусульманские армии, состоящие из арабов и берберов, пересекли Гибралтарский пролив во главе с Тариком (в честь которого до сих пор называется Гибралтар) и вице-губернатором Северной Африки Мусой ибн Носсейром. Вестготы не сумели удержать Иберийский полуостров и сдали его, но франки в битве при Пуатье (на территории нынешней Франции) в 732 году остановили продвижение арабов.

 

С 716 года Иберийский полуостров подчинялся власти вали в городе Кордова, присылаемом правителем Арабского халифата из Дамаска.

 

В 756 году, после переворота в Арабском халифате и прихода к власти династии Аббасидов, в Кордову спасается бегством один из представитель свергнутой династии Омейадов Абд ар-Рахман, который делает земли нынешней Испании и Португалии независимыми от Арабского халифата, провозгласив себя эмиром (Позднее его приемники стали титуловаться халифами, т. е. стали еще и духовными правителями местной мусульманской общины).

 

Халифат на территории нынешних Испании и Португалии распался в 1031 г. на ряд мелких враждующих мусульманских княжеств.

 

Около 1110 года марокканская династия арабизированных берберов Альморавидов полностью присоединила мусульманские владения на Иберийском полуострове к своему государству. Альморавиды пришли в Испанию после неоднократных просьб делегаций мусульманских общин Аль-Андалус, теснимых христианскими королевствами на Севере Испании. Альморавидов сменила другая марокканская династия Альмохадов (1121 — 1269).

 

После падения Альморавидов в Аль-Андалус следует период раздробленности, и единственным мусульманским государством остается Гранадский эмират (годы существования 1013 — 2 января 1492), с падением которого арабы полностью теряют Иберийский полуостров. В этом же, 1492 году, католические короли — объединители Испании Изабелла и Фердинанд отправляют Колумба на открытие новых земель, и в том же году он открывает Америку. В этом же, 1492 году, из Испании высылают евреев и мавров, из тех из них, кто оказался принять христианство. Несколько позднее такие же действия проводит тогдашняя Португалия — отколовшееся от Испании и ставшее независимым феодальное образование.(Прим. Portalostranah.ru).

 

Больше об истории Испании в период арабского завоевания см. на нашем сайте здесь

 

Арабы Аль-Андалуса были в основном выходцами из Сирии. Они испытывали ностальгию по Востоку, сравнивая Гранаду с Дамаском, называя Кордову вторым Багдадом или западным Константинополем, а Средиземное море Сирийским морем.

 

Но Кордова не была подражателем Багдада и Самирра, а успехи Аль-Андалуса были связаны с относящимся к тому же времени прогрессом культуры в Египте и Византии.

 

Страна Аль-Андалус просуществовала почти семь веков — с 711 по 1492 годы, это не было время всепоглощающего арабо-исламизма. Переход в ислам на первых порах связывался с материальными соображениями, чтобы не платить подушную подать, которой облагались крестьяне.

 

Но в дальнейшем он был связан с желанием причислить себя к более высокой и притягательной цивилизации.

 

В Андалусе воцарилась атмосфера терпимости, этноконфессиональной открытости, каждая группа населения смогла найти свое место в обществе», передавало Радио Дамаск, русское вещание от 15/08/2011, цикл «Арабская цивилизация».

Примечания:

 

Арамейский язык — семитский язык, его влияние прослеживается в конкурировавшем с ним в древности иврите — гос. языке современного Израиля, также принадлежащего к семитской группе языков, и в современных курдских языках. Считается, что арамейский был языком Иисуса.

 

Язык сирияк, или иначе сирийский — диалект арамейского. Арамейский и сирияк — вымершие языки, они были вытеснены арабским — также семитским языком.

 

Коптский язык — смесь языка древних египтян и греческого (в коптском используется греческий алфавит), возник после завоевания Древнего Египта Александром Македонским, ныне используется коптами — потомками древних египтян, которые еще до арабского завоевания Египта приняли христианство.

 

Берберский язык (от греческого βάρβαροι, лат. barbari, или араб. al-barbaru, букв. варвары; в то время как самоназвание народа Tamazight) — язык исконного населения Ливии, Марокко, был вытеснен арабским языком и культурой на обочину культурного пространства после завоевания региона арабами (ныне в Марокко проживает около 17 млн. берберов из общего населения в 33 млн., в Алжире 13 миллионов из 35-миллионого населения, в Ливии 200 тыс. из общего населения в 6 миллионов).

 

Пунический язык — диалект семитского по происхождению финикийского языка, принятый в небезызвестном Карфагене (ныне руины этого города находятся на территории современного Туниса), Финикийцы — народ, живший на территории современного Ливана, прославились не только как торговцы, основавшие колонии по всему Средиземноморью, но также тем, что первыми стали использовать галерных рабов в огромным масштабах.

 

Ладино, или сефардский язык — язык испанских евреев. В первоначальном варианте (до насильственной высылки евреев из Испании, после отвоевания ее у арабов христианами) представлял смесь кастильского и иврита (еврейская община появилась на территории нынешней Испании еще при Римской империи). Позднее на новой родине евреев в Османской империи в ладино добавились элементы турецкого языка.

 

В приводимой нами передаче Радио Дамаск подразумевается большая терпимость мусульман к представителям еврейской общины во времена господства арабов на Иберийском полуострове (нынешняя Испания и Португалия). Также стоит упомянуть, что именно мусульманский флот, а именно флот Османской империи, доминировавшей тогда в исламской мире, вывез евреев из Испании после того, как они были поставлены там эдиктом католических правителей Изабеллы и Фердинанда перед выбором — изгнание или переход в христианство (как и остававшиеся в Испании мавры, т.е. мусульмане).

 

Радио «Голос Турции» в своей передаче иновещания об истории еврейских общин в Турции отмечало в 2010 году: «Год 1492, когда изгнанные из Испании евреи расположились на османских землях. В тот период, когда евреи оказались под давлением испанцев, османское государство направило в регион специальную флотилию, которая доставила евреев с Пиренейского полуострова на османские земли».

 

Арабы среди других завоевателей на Сицилии: Римская Сицилия пала под натиском племен вандалов в 440 году. Византийцы изгнали германское племя готов, сменивших до того в регионе вандалов, из Сицилии в 535 году. В свою очередь, арабы отняли Сицилию у Византии в 965 г. Арабское правление Сицилией было прекращено вторжением норманнов в 1072 г.

 

Арабы среди других завоевателей на Мальте: 900 — 750 до н.э. — Финикийцы колонизировали острова; 480 г. до н.э. — Карфагеняне управляют Мальтой; 218 до н.э. -Мальта завоевана римлянами в начале Второй Пунической войны (с Карфагеном); 60 г. н.э. — Святой Павел потерпел кораблекрушение на Мальте по пути в Рим, и попутно ввел христианство среди местного населения; 395 г. н.э. Мальта перешла к Византии после разделения Римской империи между Восточную и Западную. 870 н.э. — Мальта завоевана арабами; 1090 г. н.э. граф Роджер Сицилийский устанавливает норманнское господство над Мальтой.

 

Позднее и Сицилия, и Мальта управлялись различными династиями уже только западных владетелей.

 

Аль-Андалус — так арабы называли все завоеванные ими земли нынешней Испании и Португалии, за исключением крайних северных областей нынешней Испаниий, остававшихся под управлением христиан. Как считается, название Аль-Андалус происходит либо от названия племени вандалов, задолго до прихода арабов появлявшихся на Иберийском полуострове, либо от слова «Атлантида».

 

Алгарве — самая южная провинция Португалии.

 

Лиссабон, с финикийского «Алис Уббо» — «любимая бухта». Городом правили соответственно финикийцы, местное иберийское племя лузитан, римляне, затем вестготы. Арабы, которые вытеснили из Лиссабона германские готские племена, изменили это название на Лисбуна (al-ʾIšbūnah), и правили городом с 714 по 1147 годы.

 

На иллюстрации из испанского современного атласа по истории реконкисты оттенками зеленого показаны владения династии Бану Каси в разное время.

Темно-зеленым отмечены первоначальные владения, а светло-зеленым их расширение.

С юга к владениям Бану Каси примыкало собственно арабское государство, а на севере располагались владения христиан.

Эстремадура находилась в зоне, попеременно переходящей из рук в руки.

Династия Бану Каси (Banu Qasi), существовала в 714-929 гг. Это был род вестготских графов, перешедших в ислам и ставших владетелями автономии под суверенитетом арабских правителей в Кордове.

После того, как началось отвоевание Иберийского полуострова со стороны уцелевших христианских королевств севера Испании, арабские правители перевели земли Бану Каси под свое прямое управление, а Бану Каси стали лишь одними из придворных при дворе мусульманских правителей.

На иллюстрации из испанского современного атласа по истории реконкисты оттенками зеленого показаны владения династии Бану Каси в разное время.

Темно-зеленым отмечены первоначальные владения, а светло-зеленым их расширение.

С юга к владениям Бану Каси примыкало собственно арабское государство, а на севере располагались владения христиан.

Эстремадура находилась в зоне, попеременно переходящей из рук в руки.

Династия Бану Каси (Banu Qasi), существовала в 714-929 гг. Это был род вестготских графов, перешедших в ислам и ставших владетелями автономии под суверенитетом арабских правителей в Кордове.

После того, как началось отвоевание Иберийского полуострова со стороны уцелевших христианских королевств севера Испании, арабские правители перевели земли Бану Каси под свое прямое управление, а Бану Каси стали лишь одними из придворных при дворе мусульманских правителей.

Семья Бану Каси (наименование династии от арабского «бану» — «сыновья» и собственного имени основателя династии, т.е. «сыновья Кассия» — Banu Qasi, также Banu Kasi, Beni Casi), как считается, династия происходит от испано-римского или вестготского дворянина по имени Кассиус (Кассий). В соответствии писаниями мувалидского историка ибн аль-Кутыя (Ibn al-Qutiyya), граф Кассиус принял ислам в 714 году, как mawali арабской династии Омейядов (в арабск. mawali — немусульманин-клиент по отношению к феодалу), вскоре после завоевания Омейядами территории нынешней Испании. После своего обращения в ислам Кассий, как принято считать, ездил в Дамаск, чтобы лично присягнуть омейядскому халифу аль-Валиду.

 

Муваллады (исп. muladí , мн. ч. «muladíes») — испанские христиане, перешедшие в ислам. В Средние века, в период существования Аль-Андалус, они составляли около 5-10 % ее населения, термин стал одним из возможных этимологических истоков слова «мулат» (Прим. Portalostranah.ru).

 

Этот обзор подготовлен на основе передачи Русского вещания Радио Дамаск, Радиовещательной станции Сирийской Арабской Республики от 15/08/2011 (Расшифровка текста и запись аудио, комментарии Portalostranah.ru).

Опубликовано
31
08
2011
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...