Флаг Индии и история индийской символики периода борьбы за независимость, исторические индийские флаги
В нашем обзоре представляем историю флага Индии и, в некоторой степени, ее герба.
За основу материала мы взяли заметку английского вещания государственного Всеиндийского радио, подготовленную к 15 августа 2011 г., к очередной годовщине со Дня независимости Индии.
Этот материал из первоисточника в переводе Portalostranah.ru мы снабдили комментариями, а также материалом об исторических флагах Индии (периоды Британской Индии, империи Великих Моголов и т.д.).
Нынешний флаг Индии.
Вот его официальное описание и трактовка символики с англоязычного сайта правительства Индии india.gov.in:
«Государственный флаг представляет собой горизонтальный триколор цвета глубокого шафрана (kesaria) вверху, белый в середине и темно-зеленый внизу в равных пропорциях.
Отношение ширины флага к его длине два к трем.
В центре белой полосы - темно-синее колесо, которое представляет чакру.
Цвет шафрана в верней части указывает на силу и мужество страны.
Средняя белая полоса символизирует мир и истину с Дхармачакра.
Зеленый подчеркивает плодородие, рост и благоприятные условия страны.
Дизайн колеса соответствует колесу с «Львиной капители» Ашоки в Сарнатхе.
Диаметр колеса примерно равен ширине белой полосы и имеет 24 спицы.
Дизайн государственного флага был принят Учредительным Собранием Индии 22 июля 1947 года» (Перевод Portalostranah.ru).
Из-за мягких оттенков цветов индийского национального флага, они в различных источниках иногда воспроизводятся некорректно. Здесь мы приводим увеличенное изображение флага с сайта правительства Индии, которое показывает истинные оттенки.
Как известно, главным символом современного индийского флага является древний буддистский символ чакра (Дхармачакра — «колесо закона»).
Однако в годы борьбы за независимость на флаге Индийского Национального конгресса (ИНК), который Индия позднее и взяла за основу для своего государственного флага, присутствовала прялка Махатмы Ганди, символизирующая прогресс. Прялка была заменена упомянутой выше чакрой за, то, что, как говорится в официальном индийском материале на эту тему (см. ниже), не являлась древним индийским символом и, видимо, за излишний примитивизм.
При этом современная многоконфессиональная и светская Индия избегает трактовки символики своих флага и герба в религиозном ключе. В официальном тексте отдела новостей Всеиндийского радио, который мы приводим, символика Дхармачакры на флаге Индии раскрывается просто как «символ движения», так же как теперь вполне утилитарно раскрываются и цвета флага Индии — сила, мир, плодородие и так далее.
Ныне эти цвета официально не символизируют разные религиозные общины Индии, как первоначально толковали их сами авторы флага, а также Махатма Ганди (вскоре, впрочем, склонившийся к нынешнему нейтральному толкованию).
Ныне также трудно представить, что до прялки кандидатами на флаг Индийского Национального конгресса, который потом стал, напомним, флагом страны, были веселый бог с головой слона Ганеша, и даже Корова-Мать (Гау Мата).
Но эти кандидаты не прошли, и о них даже не упоминает очерк Всеиндийского радио, ведь эти символы не учитывали чаяния, например, мусульманской общины Индии, были слишком индуистскими.
Отметим, что некоторое время до раскола Индии на флаге движения за независимость Индии присутствовал также и исламский символ — полумесяц со звездой.
Далее текст в переводе с английского отдела новостей Всеиндийского радио, Дели. В скобках следуют примечания Portalostranah.ru:
Махатма Ганди говорил:
«Флаг — необходимость для всех стран. Миллионы людей умерли за него. Это, несомненно, своего рода идолопоклонство, но такое, которое будет грехом разрушать.
Ибо флаг представляет идеал.
Развернутый Юнион Джек вызывает в английской груди чувства, силу которых трудно измерить. Звездно-полосатый флаг символизирует мир американцев. Звезда и полумесяц вызывают прилив храбрости у приверженцев ислама.
Необходимым будет для нас — индийцев, мусульман, христиан, евреев, парсов и всех других, кому Индия является домом, признать единый флаг, чтобы жить и умереть за него», отмечал Махатма Ганди.
Каждый свободный народ в мире имеет свой собственный флаг. Он является символом свободной страны. Государственный флаг Индии был разработан (агрономом и сторонником Махатмы Ганди Прим. Portalostranah.ru) Пингали Венкайей (Pingali Venkayyaand) и был принят в его нынешнем виде во время заседания Учредительного собрания, состоявшегося 22 июля 1947 года.
Это произошло за несколько дней до провозглашения независимости Индии от Британии 15 августа 1947 года. Выбранный флаг служил в качестве национального флага доминиона Индии с 15 августа 1947 по 26 января 1950 года, а затем стал флагом Республики Индия. В Индии термин «триколор» относится именно к индийскому национальному флагу.
(Интересно, что Пингали Венкайей современный индийский флаг в его нынешних цветах был разработан еще в 1920-х годах. И символом в центре флага фигурировало «колесо» — «чакра». Однако в 1930-х годах флаг был принят Индийским национальным конгрессом с другим главным символом — прялкой. А колесо вновь «всплыло» лишь в 1947 году, но уже в носящем менее религиозный характер оформлении — как «чакра закона» императора Ашоки. Этот новый главный символ флага, вместо прялки, не очень понравился Махатме Ганди, но вполне понравился Неру. А создатель индийского флага — Пингали Венкайя прожил долгую жизнь, скончавшись в 1963 году в возрасте 86 лет. Прим.Portalostranah.ru).
Государственный флаг Индии представляет собой горизонтальный триколор цвета глубокий шафран (шафран также известен под названием кесар) в верхней полосе, белый в середине и темно-зеленый в нижней полосе в равных пропорциях. Отношение ширины флага к его длине составляет два к трем. В центре белой полосы расположено темно-синее колесо, которое представляет Дхармачакра. Его дизайн является таким же, что и у колеса на сарнатхской «Львиной капители» Ашоки. Диаметр колеса примерно равен ширине белой полосы и имеет 24 спицы.
Эволюция индийского триколора
На иллюстрации из индийской брошюры: Автор современного флага Индии Пингали Венкайя.
Это действительно удивительно, когда наблюдаешь изменения, которые наш национальный флаг претерпел с момента его первого появления.
Он возник в момент начала нашей национальной борьбы за свободу. Эволюция индийского национального флага через многие превратности преобразовала его в то, чем он является сегодня.
Частично эта эволюция отразила политические события в стране. Отдельные исторические вехи в развитии нашего национального флага включают следующее:
Первый национальный флаг в Индии, как говорят, был поднят 7 августа 1906 года на площади Parsee Bagan Square (Green Park) в Калькутте (тогда название города официально писалось как Calcutta, теперь Kolkata). Флаг состоял из трех горизонтальных полос красного, желтого и зеленого цветов.
Второй флаг был поднят в Париже мадам Кама (Bhikhaiji Rustom Cama Прим. Portalostranah.ru) и ее группой ссыльных революционеров в 1907 году.
Тот флаг был очень похож на первый флаг, за исключением того, что верхняя полоса, изображавшая ранее только лотосы, теперь стала нести и семь звезд, обозначающие Саптариши (Saptarishi). (Саптпиши — семь мудрецов, сыновей бога Брахмы. Семеро риши считаются творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих. По именам сапта-риши в индийской астрономии называются семь основных звезд созвездия Большой медведицы. Прим. Portalostranah.ru). Этот флаг был также выставлен на конференции социалистов в Берлине.
От флагов движения за независимость к национальному флагу Индии (сверху вниз): 1. Флаг 1906 г. с лотосами, символизирующими восемь тогдашних индийских провинций (ныне официальный цветок Индии) и полумесяцем. Кроме того, что полумесяц символизирует мусульманскую общину, в индуизме он символизирует сосуд с нектаром бессмертия и холодный ум. Полумесяц украшает также волосы Шивы. На флаге 1906 г. изображено солнце и девиз «Ванде Матарам» — «Я отдаю дань уважения матери». Это знамя было поднято в Калькутте националистической группой, ныне известен как флаг Калькутты; 2. Далее флаг 1907 г, включавший солнце, а также семь звезд Саптариши и полумесяц со звездой - символ мусульманской общины Индии; 3. Флаг 1917 г. с британским Юнион Джеком в углу. Был официальным знаменем Движением местного самоуправления (Indian Home Rule Movement), выступавшим конкурентом Движения Сварадж, основанным Ганди и Индийского национального конгресса; 4. Флаг 1921 г., на котором впервые появляется прялка Ганди; 5. Флаг 1931 года, идентичный по цветам современному, но все еще с прялкой. Этот флаг был официально одобрен в качестве своего символа Индийским национальным конгрессом, а также служил официальным знаменем движения Сварадж (Swaraj), основанным Ганди в поддержку самоуправления и прямой демократии, а также самообеспечения при помощи натурального производства; 6. Действующий флаг Индии с колесом чакры, принятый в 1947 году;
Третий флаг был поднят в 1917 году, когда наша политическая борьба получила большую определенность. Доктор (англичанка, принявшая индуизм, и в 1917 г. избранная президентом Индийского национального конгресса. Прим Portalostranah. ru) Анни Безант (Annie Besant) и (индиец) Локманья Тилак (Локманья Бал Гангадхар Тилак, Lokmanya Tilak) подняли это знамя над движением за самоуправление индийцев — Home rule movement.
Этот флаг имел пять красных и четыре зеленых горизонтальных полосы, расположенных поочередно, с семью звездами в (упоминавшейся выше) конфигурации Саптариши, наложенной на них. В левом верхнем углу размещался (британский флаг) Юнион Джек. Присутствовали также белый полумесяц и звезда в противоположном углу.
Во время сессии Всеиндийского комитета Конгресса, которая проходила в Безавада (Bezwada, в настоящее время Виджаявада — один из крупнейших городов индийского штата Андхра-Прадеш. Прим.Portalostranah.ru) в 1921 году молодежь Андхра подготовила новый проект флага и отдала его на рассмотрение Ганди. Флаг состоял из двух цветов — красного и зеленого, представляющих две основных общины — т.е. индусов и мусульман. Ганди предложил включить в вариант флага белую полосу для представления остальных общин Индии, а также прялку, чтобы символизировать прогресс нации.
1931 год стал поворотным в истории флага.
Была принята резолюция о принятии трехцветного полотнища как нашего национального флага. Этот флаг отличался от нынешнего, но был также шафраново — бело- зеленый, но с изображением прялки Махатмы Ганди в центре. Было, однако, ясно, что все это не является древней символикой, принятой в общинах Индии, и должно было быть как-то интерпретировано. (Шафрановый цвет — это желто-оранжевый цвет с коричневым оттенком. Прим. Portalostranah.ru).
22 июля 1947 года Учредительное собрание приняло вышеуказанную версию флага в качестве национального флага свободной Индии. После провозглашения независимости, цвета и их значение на флаге остались прежними. Только Дхармачакра императора Ашоки была принята вместо прялки. Таким образом, триколор партии Конгресса в конечном итоге стал трехцветным флагом независимой Индии. (Дхармачакра (dharmacakra) с санскрита «колесо дхармы», «колесо закона» символ дхармы, учения Будды о пути к просвещению и освобождению от перерождений. Изображается в виде стилизованного колеса с различным количеством спиц. Считается, что Будда поворачивал такое колесо, давая поучения своим сторонникам. Прим. Portalostranah.ru).
Верхняя полоса национального флага Индии цвета шафрана символизирует силу и мужество страны. Средняя белая полоса символизирует мир и истину, данную при помощи Дхармачакры. Последняя полоса зеленого цвета символизирует плодородие, рост и благоприятные условия страны.
Дхармачакра
Дхармачакра отображает «колесо закона» с «Львиной капители» в Сарнатхе, сооруженной в III веке до н.э. императором династии Маурьев Ашокой. Чакра показывает, что жизнь в движении, а смерть в стагнации.
(Подробнее о дхармачакре и гербе (эмблеме) Индии см. здесь Прим. Portalostranah.ru)
Кодекс использования флага
26 января 2002 года индийский Кодекс флага был изменен, и после многих лет независимости, гражданам Индии, наконец, позволили поднять индийский флаг над их домами, офисами и фабриками в любой день, а не только национальные дни, как это было раньше. Теперь индийцы с гордостью могут поднимать национальный флаг в любом месте и в любое время, но до тех пор, пока положения Кодекса флага строго соблюдаются, дабы избежать проявления какой-либо неуважения к триколору.
Для удобства Кодекс флага Индии 2002 г. был разделен на три части. Часть I Кодекса содержит общее описание Государственного флага. Часть II Кодекса посвящена правилам использования флага членами общественных и частных организаций, учебных заведений и т. д. Часть III Кодекса оговаривает использование флага центральным правительством и правительствами штатов и их организациями и учреждениями.
Есть некоторые правила и нормы того, как использовать флаг, основанные на законодательстве, принятом 26 января 2002. К ним относятся следующие:
Государственный флаг может быть поднят в образовательных учреждениях (школы, колледжи, спортивные лагеря, лагеря скаутов и т.д.) для воспитания уважения к флагу. Церемония поднятия флага и присяга ему приняты в школах.
Флаг не может использоваться как драпировка, или одежда. По мере возможности, он должен быть поднят от восхода до заката, независимо от погоды.
Флаг не может по причинам умышленного характера касаться земли, водной глади...
Он не может быть накинут как капюшон, сверху и с боков или сзади транспортных средств, на поездах, кораблях и самолетах.
Ни один другой флаг не может быть размещен выше, чем государственный флаг. Кроме того, ни один объект, в том числе цветы, гирлянды и эмблемы, не могут быть размещены на флаге или над флагом. Триколор не может использоваться как гирлянда...
Индийский национальный флаг представляет надежды и чаяния народа Индии. Это символ нашей национальной гордости. За последние пять десятилетий ряд людей, включая членов вооруженных сил, отдали свои жизни, чтобы сохранить для флага возможность гордо реять во всей своей славе», передавал отдел новостей Всеиндийского радио, август 2011 (Перевод с английского и примечания Portaostranah.ru)
Дополнительно:
Исторические флаги Индии
Флаг Империи Великих Моголов (годы существования империи 1526-1857 гг.). Мусульманская династия Великих Моголов родом из нынешнего Узбекистана и состоявшая в отдаленном родстве с потомками Чингисхана (отсюда и название династии), завоевала Северный Индостан и правила большей частью Индии и поддаными-индуистами несколько столетий, непосредственно перед приходом англичан.
В середине XVIII века, сделав своей столицей Калькутту (город был основан англичанами в 1690-м году и был столицей Британской Индии до 1911 года, после этого столица была перенесена в Дели), британская Ост-Индийская компания стала постепенно расширять свое влияние в Индии, что закончилось свержением и ссылкой в 1858 г. из Дели в Британскую Бирму уже почти безвластного последнего Великого Могола.
Подробнее о Великих Моголах смотрите на нашем сайте здесь в обзоре «Великие Моголы: Из Средней Азии на индийский «Павлиний трон». Могольское наследие Индии: Тадж-Махал, Красный форт, Старый Дели, мавзолей Хумаюна, а также судьба кабульской гробницы Бабура, и что принес ислам в индийскую традицию».
На флаге Великих Моголов изображен лев на фоне восходящего солнца. Мотив «льва и солнца» имеет вавилонские, а также персидские корни, связанные с астрономической и астрологической символикой: солнце в зодиакальном знаке Льва. При персидском царе Дарии солнце символизировало монархию. У тюркских народов лев символизировал царскую власть.
В государстве династии Сефевидов (1501 −1722 гг.), существовавшем в Персии (Иране) одновременно с индийской империей Великих Моголов и бывшей, как и Моголы, тюркской по происхождению и тюркско-персидской по языку, гербом также было изображение «льва и солнца». У Сефевидов это изображение трактовалось как символизирующее государство (лев) и исламскую религию (солнце).
На протяжении истории трактовка символики «лев и солнце» в Иране несколько раз менялась: солнце символизировало то мифического иранского царя Джамшида, то Родину, лев мог символизировать шиитского имама Али и героев Ирана, которые готовы защищать свою страну. «Лев и солнце» стал национальным знаком Ирана, являясь основным элементом герба в монархический период до Революции 1979 года.
Что касается Великих Моголов, то их, очень похожий на сефевидский герб, на Западе также был известен под названием «алам», как в исламском мире было принято называть флаги. Западные путешественники того времени отмечали, что при выездах императора Великих Моголов Акбара поднималось пять аламов «лев и солнце».
Флаг генерал-губернаторства Британской Индии, существовавшего до 1947 года. Губернаторство было основано в 1773 году.
Первоначально генерал-губернатор был зависим от совета управляющих Британской Ост-Индийской компании и назначался ими. Это изменилось в 1883 году, когда Ост-Индийская компания передала свои полномочия по управлению Индией правительству в Лондоне.
Тогда же появился и показанный здесь флаг. После отстранения от власти в 1858 году последнего императора империи Великих Моголов, королева Виктория была также провозглашена императрицей Индии. Виду этого генерал-губернаторство стало возглавляться вице-королем Индии, титулом специально тогда учрежденным.
Вице-королями Британской Индии являлись преставители высшей аристократии Великобритании. С обретением независимости в 1947 году Индии и ее мусульманской части — новообразованным Пакистаном, титул вице-короля был вновь заменен должностью генерал-губернатора. Причем должность была разделена для двух новых государств. Должность генерал-губернатора продолжала существовать в доминионе Индийский Союз до 1950 года (когда Индия формально перестала возглавляться английским монархом, которого и представлял генерал-губернатор и кем он назначался, и была провозглашена республикой). Пакистан перестал быть доминионом и провозгласил себя республикой в 1956 году, соответственно тогда же британский монарх перестал быть формальным главой Пакистана и был упразднен пост генерал губернатора Пакистана.
На флаге губернаторства Британской Индии поверх Юнион Джека — флага Великобритании помещена корона, символизирующая власть английской монархии. (в 1911 году была изготовлена особая императорская корона Индии для короля Георга V и его коронации в Дели как императора Индии).
Также на флаге представлен британский орден «Звезда Индии». Этот орден был основан в 1861 году королевой Викторией. Он содержит крупную надпись с девизом «Небесный свет на наш путь». Орденом, помимо англичан, награждались правители туземных индийских княжеств, лояльные империи, а также монархи некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. С 1947 года, после ухода Британии из Индии, награждения орденом не производятся, последние кавалеры ордена, согласно сообщениям, скончались еще несколько лет назад.
И, наконец, флаг индуистского государства маратхов, существовавшего в Индостане параллельно с империей Великих Моголов и англичанами в 1674-1818 гг.
Государство было основано маратхским князем Шиваджи (Shivaji).
В конце второго десятилетия XIX века государство маратхов потерпело военное положение от англичан и большей частью было присоединено к Британской Инндии, хотя некоторое феодальные образования маратхов, отколовшиеся от их государства, существовали до 1947 года в качестве британских вассалов.
Ныне часть бывшей территории государства маратхов занимает их национальный штат Махараштра. Маратхи являются основным населением этого штата (ок. 70 %. из 113 млн. населения жителей штата). Всего же в Индии проживает восемьдесят миллионов маратхов.
Portalostranah.ru
Опубликовано 17/08/2011; Обновлено 30/03/2013
Также смотрите:
Национальная птица Индии — павлин. Почему? Об этом см. здесь
Национальное животное Индии — тигр. Полосатый и белый?
Герб Индии: в чем его послание