Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Фиджи: Вилка людоеда и другие особенности. История и география страны


Предлагаем вашему вниманию обзор о Фиджи, его истории и особенностях, подготовленный, главным образом, по материалам фиджийских первоисточников.

Все данные приведены на момент написания данного материала - март 2010.

Вилка людоеда и другие фиджийские особенности

 

Вилка фиджийского людоеда на витрине в национальном музее Фиджи.
Вилка фиджийского людоеда на витрине в национальном музее Фиджи.

Издание, выпущенное на русском языке в 2009 году по заказу государственного туристического ведомства Фиджи — Fiji Islands Visitors Bureau, рассказывая об этой одной из достопримечательностей из истории Фиджи, отмечает:

 

«Фиджийские каннибалы давно ушли в прошлое, но след их остался в истории страны навсегда. До сих пор в островных наречиях есть поговорка «вкусный как человечина». А одно из самых популярных мест на Фиджи, посещаемых любопытными туристами, — могила знаменитого каннибала Рату Удреу-дре, жившего в XIX веке, который, по преданию, съел около 900 человек. Любопытно, что для поедания человечины изготавливались специальные четырехзубые вилки, так как прикасаться к телу убитого врага считалось предосудительным. Причем они делались строго определенной формы для каждой части тела. Сейчас такие вилки можно купить в любой сувенирной лавке».

 

В нашем аудиофайле вы можете послушать звучание нормативного диалекта фиджийского языка. Представлен короткий отрывок из передачи фиджийской вещательной корпорации FBCL, канал Radio Fiji One в одно из воскресений марта 2010 года в записи с эфира Portalostranah.ru:

 

 



По воскресным дням фиджийское радио передает бесконечные трансляции церковных служб и песнопений. Большинство коренных фиджийцев протестанты. Здесь как раз отрывок церковного песнопения (а фиджийцы, как говорит история, вообще очень любят петь) и объявление диктора на фиджийском.

Говоря о Фиджи в этом обзоре, мы продолжаем наши изыскания об истории, географии и традициях стран Океании. Материал о Тонга «Тонга на карте мира. Король и монархия, единственной страны в Океании, никогда не бывшей полностью колонией» доступен по ссылке. Мы не случайно в этом очерке о Фиджи сразу вспомнили Тонга. Эти две страны интересно сравнивать.

 

Королевство Тонга — ближайший сосед Фиджи на карте мира, связанный с ней тесными историческими узами. Как отмечалось в вышеупомянутой очерке о Тонга, именно тонганскими вождями в средние века были колонизированы часть островов Фиджи. Присутствие тонганского этноса на отдельных островах Фиджи сохраняется до сих пор (например, на острове Ротума). И считается, самые-самые первые переселенцы на Тонга тысячелетия назад пришли в свою очередь с нынешних островов Фиджи.

 

Но, несмотря на географическую близость, у этих двух стран есть кардинальные различия. Тонга — это государство-патриарх среди стран Океании, которому в колониальный период (XVIII-первая половина XX века) удалось уцелеть (пусть и попав в зависимость от Великобритании) и сохранить в непрерывном виде государственность и даже королевскую династию, ведущую свое начало с доколониальных времен. У Фиджи нет ничего подобного. Вообще никто в Океании не может похвастаться такой государственной преемственностью, как Тонга, хотя кое-где в этих странах после обретения независимости в XX веке традиционные правители и структуры получили высокий статус в управлении государством. Например, в Самоа, где коллективным церемониальным главой государства являются традиционные верховные вожди из двух правящих семей, сменяемые по наследству. На Фиджи традиционные вожди также получили некоторую власть через совет вождей, о котором мы еще поговорим.

 

Со страницы цитируемой здесь публикации, выпущенной на русском языке в 2009 году по заказу государственного туристического ведомства Фиджи — Fiji Islands Visitors Bureau
Со страницы цитируемой здесь публикации, выпущенной на русском языке в 2009 году по заказу государственного туристического ведомства Фиджи — Fiji Islands Visitors Bureau

Важнейшим отличием Фиджи от Тонга и от других соседей (Мы здесь не берем Гавайи и другие территории Океании, полностью ассимилированные европейцами, а говорим только о государствах сохранивших суверенитет и национальную идентичность) является то, что структура населения Фиджи претерпела в колониальный период драматические изменения. Фиджийское государство возродилось, но фиджийцы в своем государстве остались в меньшинстве. Мы об этом поговорим чуть ниже. А пока немного о самовосприятии фиджийцев в контексте истории, и их сравнении с соседями.

 

Как пишет англоязычный сайт фиджийского правительства в очерке «история страны»: «В 1643 году голландский исследователь Абель Тасман открыл острова, но не пытался сойти на землю из-за сообщений о каннибализме, что широко распространены на островах. 1774 год. Английский мореплаватель капитан Джеймс Кук также проплывал рядом с группой островов Фиджи, но, опять же, не было попытки высадится на них»

 

Далее сайт фиджийского правительства указывает:

 

«К 1777 году у капитана Кука была возможность побеседовать с фиджийцами, проживающими в Тонга, и им было написано следующее замечание Блаю, который был под его командованием во время этой экспедиции: «Фиджийцы и жители Тонгатапу (главный остров Тонга Прим. Portalostranah.ru) ведут войну друг против друга, и жители последнего зачастую настолько боятся своего врага, что они кланяются и закрывают лицо руками, чтобы выразить чувство собственной неполноценности перед фиджийцами...»

 

В другом месте своего исторического раздела сайт фиджийского правительства снова (явно не без удовольствия) подчеркивает репутацию предков современных фиджийцев как свирепых воинов.

 

«Фиджийцы оставили о себе первое впечатление в европейском сознании через труды членов экспедиции Кука, который встретился с ними на островах Тонга. Фиджийцы были описаны как «крепкий орешек», свирепые воины и людоеды, строители одних из лучших каноэ в Тихом океане, но не очень хорошие матросы».

 

В нашем упомянутом выше обзоре о Тонга отмечалось о тонганцах: «У них нет такой исторической репутации свирепых воинов, и тем более каннибалов, которая есть у их близких соседей фиджийцев. Как известно, на Фиджи и сейчас одним из главных сувениров является вилка людоеда, а официальное издание туристического ведомства этой страны, рассказывая об истории Фиджи, с гордостью пишет о смелом и воинственном народе, бывшем раньше каннибалами, который теперь открыт и очень дружелюбен».

 

Это издание туристического ведомства Фиджи, выпущенное в 2009 году на русском языке к туристической выставке в Москве так описывало фиджийцев и их историю:

 

«Так уж исторически сложилось, что на этих островах тесно переплелись полинезийские, меланезийские, индийские, китайские и европейские традиции. По преданию, первыми обитателями островов были меланезийцы, которые, будучи отличными мореходами, и заселили эту землю примерно три с половиной тысячи лет назад. Они расселились на самых крупных островах, где начали заниматься земледелием, но около тысячи лет назад были вытеснены полинезийскими племенами».

  

(Отметим от себя, что полинезийцы (от греческих слов πολύς (много) и νῆσος (островов) — это группа народов Океании, которые, скорее, похожи на смуглых европейцев. К полинезийцам относятся среди фиджийских соседей также жители Тонга и народ государства Кирибати.

 

Полинезийцы внешне довольно сильно отличаются от своих соседей по Океании меланезийцев, у которых преобладает негроидный тип (название Меланезия с греческого поэтому и происходит от слов — μέλας иνῆσος черные острова). Между полинезийцами и меланезийцами иногда возникают противоречия.

 

На современной иллюстрации из цитируемого нами издания, выпущенного по заказу фиджийского туристического ведомства: Фиджиец  на традиционной церемонии, устроенной, видимо,  для туристов.  На этой илл. мы видим и боевую раскраску также по старинной моде

На современной иллюстрации из цитируемого нами издания, выпущенного по заказу фиджийского туристического ведомства: Фиджиец на традиционной церемонии, устроенной, видимо, для туристов.

На этой илл. мы видим и боевую раскраску также по старинной моде

Фиджийцы занимают промежуточное положение между полинезийцами и меланезийцами, но, в отличие, например, от тонганцев с их почти европеоидной внешностью, стоят по происхождению гораздо ближе к меланезийцам с их негроидными корнями. Прим Portalostranah.ru)

 

А теперь вернемся к изданию туристического ведомства Фиджи. Оно пишет:

 

«Считается, что первым из европейцев, увидевшим берега Фиджи, был голландский мореплаватель Абель Тасман.

 

В 1643 году он прошел на своем корабле вдоль побережья крупных островов Вануа Леву и Тавеуни и даже упомянул в своих дневниках опасные коралловые рифы, которые не давали подойти к берегу.

 

Следующая европейская экспедиция появилась в этих местах лишь в 1774 году — англичанин Джеймс Кук бросил якорь на рейде Вануа Леву (кстати, именно Кук дал стране ее нынешнее имя, позаимствовав слово «иджи» — «дом» из тонганского языка).

 

На современной  иллюстрации с сайта  фиджийского туристического ведомства: Фиджийцы  по старинной моде с цветком за ухом.  На этой  иллюстрации мы видим и боевую раскраску также по старинной моде

На современной иллюстрации с сайта фиджийского туристического ведомства: Фиджийцы по старинной моде с цветком за ухом.

На этой иллюстрации мы видим и боевую раскраску также по старинной моде

Дурная слава о местных каннибалах еще долго отпугивала мореплавателей от островов. Но XIX век стал эпохой покорения Фиджи. Сначала воинственные племена с соседних островов Тонга, а потом и католические миссионеры завоевывали архипелаг. Джон Патон (один из миссионеров, трудившихся в XIX веке в Океании — на соседних с Фиджи островах Новые Гебриды (ныне независимое государство Вануату). Прим Portaalostranah.ru) отмечал, что на одном из островов удалось обратить в христианство и отучить от каннибализма более 70 тысяч человек.


Впрочем, миссионеры тоже несли потери — например в 1867 году фиджийцы расправились с англичанином Томасом Бейкером. По одной из версий, он сам отчасти был виноват в случившемся — один из вождей захотел присвоить его шляпу, а Бейкер, решив ее вернуть, случайно коснулся головы вождя, что было строжайшим табу. Миссионера закололи и тут же съели. Кстати, башмаки проповедника до сих пор можно увидеть в национальном музее Фиджи.

 

Конец независимому существованию фиджийских племен пришел 10 октября 1874 года, когда король Какобау согласился объявить себя и свой народ подданными британской короны. (Имя первого фиджийского короля в европейских языках пишется как Cakobau, в русском принято написание его имени также и как Такомбау. Считается что имя происходит от названия острова Мбау, относящемуся к островному образованию Вити Леву, откуда будущий король смог распространить свою власть на все острова Фиджи. Достичь успеха над соперниками в других фиджийских регионах, как утверждают некоторые, стало возможным с помощью полученного от европейских торговцев огнестрельного оружия, а также помощи флота тонганского короля. Прим. Portalostranah.ru).

 

Столицей новой колонии стала Сува. Первый английский губернатор активно взялся за экономику — поощрял производство копры, выращивание зерновых, хлопка и сахарного тростника. Ради ухода за тростниковыми плантациями англичане активно переселяли на Фиджи индийцев, в результате такой политики в начале прошлого века на главных островах архипелага уже проживали более 60 тысяч выходцев с Индостана — сикхов, индусов и мусульман. Сейчас почти половину населения страны составляют потомки индийцев, переселившихся сюда во времена британского владычества.

 

На протяжении многих десятилетий коренные жители страны вынуждены были существовать бок о бок с индийским населением, и не всегда их отношения были безоблачными. В 1990 году была принята конституция, по которой коренное население получало больше прав, чем потомки переселенцев, но спустя семь лет парламент внес в этот документ поправки, уравнивающие в правах всех граждан Фиджи. В наши дни развитию туризма этнический фактор уже ничуть не мешает. Напротив, гостям страны нравится, что здесь представлено такое обилие различных культур и религий — мусульмане, индусы, буддисты, христиане и проживающие на дальних островах тонганские племена.

 

Несмотря на все разнообразие народов, населяющих архипелаг, для большинства туристов не составляет труда общаться с местным населением — годы британской колонизации привели к тому, что все без исключения жители страны, помимо своего родного языка, свободно владеют английским. Фиджийцы славятся на весь мир своим дружелюбием и гостеприимством: здесь принято здороваться на улице с незнакомыми людьми, пожимать им руки, справляться об их здоровье...»

 

На иллюстрации с сайта Всемирной службы Британской вещательной корпорации:  Филимони Нававабалеву (Filimoni Nawawabalevu) - вождь племени, которое в свое время съело британского миссионера Трмаса Бейкера, с пра-пра-внуком миссионера Джефом Бейкером во время их встречи примирения в 2003 году.

На иллюстрации с сайта Всемирной службы Британской вещательной корпорации:

Филимони Нававабалеву (Filimoni Nawawabalevu) - вождь племени, которое в свое время съело британского миссионера Трмаса Бейкера, с пра-пра-внуком миссионера Джефом Бейкером во время их встречи примирения в 2003 году.

Томас Бейкер и сегодня довольно широко известен в контексте истории Фиджи. Обстоятельством своей кончины от рук фиджийских каннибалов он обязан тем, что стал своеобразным символом.


В конце 2003 года фиджийцы официально принесли извинения за неблаговидный поступок своих предков в отношении Томаса Бейкера.

 

Русская служба Би-би-си в ноябре 2003 года сообщала:

 

«Представители одного из племен с Фиджи принесли официальные извинения семье британского миссионера, съеденного их прапрадедами 136 лет назад. Как сообщает местная пресса, жители отдаленной деревни Туи Наватусила, расположенной на острове Вити Леву, пригласили потомков преподобного Томаса Бейкера к себе в гости.

 

Бейкер был убит и съеден жителями Туи Наватусила 21 июля 1867 года после того, как миссионер неосторожно вынул гребень из шевелюры местного вождя. Он не знал, что прикосновение к голове вождя на Фиджи является строжайшим табу. В газетных историях того времени приводится цитата одного из жителей деревни, участвовавшего пиршестве. «Мы съели все, кроме ботинок», — заявил он. Один из ботинков, которым побрезговали островитяне, сейчас является экспонатом национального музея Фиджи.

 

Ожидается, что на традиционной церемонии принесения извинений будет присутствовать премьер-министр Фиджи Лайсения Карасе (Laisenia Qarase).

 

На сайте Fiji Village сообщается, что современные жители Туи Наватусила, считают, что они страдают от проклятия, вызванного преступлением их предков.

 

Каннибализм исчез на Фиджи к середине XIX века, после того как прекратились войны и большая часть населения приняла христианство. Преподобный Бейкер является единственным белым, съеденным на Фиджи».

 

Всемирная англоязычная служба Би-би-си в своем сообщении об этом же событии отмечала: «Эта деревня (где съели в позапрошлом веке Томаса Бейкера) расположена в центре главного (фиджийского) острова Вити Леву. В деревне до сих пор нет дорог, ни школы, ни медицинского учреждения — и некоторые местные жители считают, что их современные трудности вытекают из преступлений их предков».

 

Завершая тему истории каннибализма на Фиджи отметим, что и король Cakobau — основатель современного Фиджи не сразу стал, так сказать, на праведный путь. Англоязычные источники по истории Фиджи обычно отмечают, что Cakobau — бывший людоед, только обратившись в христианство, отказался от каннибализма в 1854 году. В биографии основателя единого фиджийского королевства всегда подчеркивается факт, что в 1855 году, после битве при Kaba, именно Cakobau впервые в истории Фиджи отказался от обычая поедать своих захваченных в бою пленников, а помиловал их и отпустил. Тогда Cakobau одержал одну из своих главных побед в фиджийских межплеменных войнах, расчистивших ему (кстати, при помощи флота тонганского короля) путь к верховной власти на Фиджи. Пленникам повезло — Cakobau уже был на момент битвы христианином.

Фиджи: цифры

 

Фиджи на карте мира с сайта Британского содружества.  Исторически Фиджи входит в Британское Содружество наций, но ее участие в настоящий момент в этой организации из-за военного переворота приостановлено.

Фиджи на карте мира с сайта Британского содружества.

Исторически Фиджи входит в Британское Содружество наций, но ее участие в настоящий момент в этой организации из-за военного переворота приостановлено.

Фиджи в цифрах и основных фактах из описания страны на сайте фиджийского правительства (в нашем переводе с английского и подписанными комментариями в скобках):

 

«Республика Островов Фиджи известна своей пышной растительностью. (65% территории островов занимают леса. Прим. Portalostranah.ru). Это тропический рай из примерно 330 небольших островов, из которых около 100 являются заповедниками.

 

Расположенное в самом сердце Тихого океана, Фиджи находится к северу от Новой Зеландии и (к северо-востоку) от Австралии.

 

Фиджи занимает около 1,3 млн. квадратных километров в южной части Тихого океана. (Включая территориальные воды Прим. Portalostranah.ru). Общая площадь суши островов Фиджи 18333 квадратных километров. Существуют два основных острова — Вити Леву (с площадью 10429 квадратных километров) и Вануа Леву (5,556 квадратных километров). Другими основными островами являются Тавеуни (470 кв.км), Кадаву (411 кв.км), Гау (140 кв.км) и Коро (104 кв км).

 

 87,9% земли принадлежит коренным фиджийцам в то время как 3,9% являются государственной собственностью. Общинные земель составляют 7,9% и земли ротуманцев составляют 0,3%. (Ротуманцы, или ротумцы — жители острова Ротума. Они, как считается, являются выходцами с соседнего Тонга. Остров Ротума имеет автономию в составе Фиджи. Прим. Portalostranah.ru).

 

Столица страны — Сува (население города по разным источникам от 70 до 150 тысяч жителей. Прим. Portalostranah.ru), которая является одним из двух городов на Фиджи. Другой город Лаутока, и оба они расположены на острове Вити Леву.

 

В составе многонациональной и мультикультурной нации Фиджи представлены все основные религии мира. Это быстро заметит любой посетитель островов, который увидит христианские церкви, мечети, храмы сикхов и индуистские храмы в городах и сельской местности. Более половины населения Фиджи являются христианами (52,9%), индусы (38,1%), мусульмане (7,8%), сикхи (0,7%), другие (0,5%).

 

(Согласно официальным данным правительства Фиджи, общее население страны составляло на 31 декабря 2004 года 840 тысяч 201 человек. Из них собственно фиджийцев 456207, а индийцев 320659 человек. Сайт фиджийского правительства без комментариев отмечает, что «за самое последнее время индийская община уменьшилась на 0,3 процента в результате высокой эмиграции за границу и более низких темпов естественного прироста. В то время как общее население Фиджи число увеличилось на 65694 человек». По различным источникам, пик индийской эмиграции с Фиджи пришелся на 1987 год — год начала дискриминационной политики в отношении индийской общины. Прим. Portalostranah.ru).

 

Английский является официальным языком Фиджи. Однако фиджийский и хинди также преподаются в школах в рамках школьной программы. У коренных фиджийцев есть свои диалекты, и знаток всегда может сказать, из какой провинции происходит тот или иной носитель фиджийского. (Письменность на фиджийском и сразу латиницей появилась около 150 лет назад с европейской колонизацией. Прим. Portalostranah.ru) Индийцы на Фиджи также имеют свой диалект «фиджи-хинди», который отличается от языка хинди, на котором говорят в Индии». (Третьим официальным языком на островах, после английского и фиджийского, принят хиндустани — классический вариант хинди, но индийская община говорит в повседневной жизни на «фиджи-хинди» — смеси индийских хиндуистских диалектов и других индийских языков с примесью английского и фиджийского. Являясь теперь фактически отдельным языком, «фиджи-хинди» в отличии от хиндостани и хинди принял латинский алфавит, но носители классического хиндостани и хинди понимают с некоторым затруднением говорящих на «фиджи-хинди». Прим. Portalostranah.ru).

Фиджийцы и индийцы

 

Итак, Фиджи — это островное сообщество из двух основных наций — коренных фиджиййцев и индийской общины. И вся история последних десятилетий на островах определяется тем, что индийская община, кроме экономического, также набирает и политический вес, а фиджийские националисты, которые после получения независимости Фиджи в 1970-году хотели бы получить абсолютную власть, этому сопротивляются. До 1987 года — года первого переворота, системе сдержек и противовесов, оставленной Великобританией, удавалось сдерживать противоречия, и политическая история Фиджи была довольно скучной. Первые 17 лет независимости страной управлял один и тот же премьер-министр Ratu Sir Kamisese Mara, назначенный британцами еще в 1967 году еще премьер-министр Фиджи с составе Великобритании. Но с 1987 года Фиджи начался бурный период.

 

Индийцы появились на Фиджи на стыке XIX-XX веков, когда острова являлись колонией Великобритании (как и Индия в то время). Фиджи в то время нужны были рабочие на сахарные плантации островов, вакансии были замещены трудолюбивыми и неприхотливыми выходцами с Индостана, готовыми на кабальные и почти каторжные условия труда. О почти кабальных условиях работы индийцев на плантациях в колониальный период пишет и сайт фиджийскокого правительства, и другие источники. (Рабство к тому времени при активном участии все той же Великобритании было уже по всему миру запрещено — следовательно, варианты с африканскими рабами отпадали).

 

В результате массового переселения индийцев традиционное Фиджи перестало существовать, превратившись в мультикультурное сообщество. С обретением независимости Фиджи индийская община постоянно подвергается давлению со стороны коренных фиджийцев, считающих, что индийцы имеют слишком большое влияние на жизнь островов и его экономику. (Напротив, коренные фиджийцы как-то меньше расположены к работе в бизнесе). Недовольством коренных населения пользуется для укрепления своего влияния армия Фиджи, где сильно влияние фиджийских националистов, и которая с 1987 года уже организовала несколько военных переворотов.

 

Вернемся к сайту фиджийского правительства. Несмотря на то, что сегодня на Фиджи у власти снова военные-националисты, сайт нейтрально излагает историю страны (сказывается британская школа демократии), включая и историю переворотов с 1987 года, правда никак ее не комментируя. В общем-то, в перечне исторических дат Фиджи на сайте фиджийского правительства все события после 1987 года (за исключением победы Фиджи на Кубке мира по регби) связаны с противостоянием фиджийской и индийской общин. Приведем этот перечень событий:

 

«1987 г. Всеобщие выборы были выиграны коалицией NFP-FLP (коалиции с преобладанием индийских партий, пришедших к власти тогда впервые в истории Фиджи Прим. Portalostranah.ru), что привело к потере власти партией Alliance MP и Ratu Sir Kamisese Mara (бессменного премьер-министра с 1970 года — с момента независимости Прим. Portalostranah.ru) поста премьер-министра. Доктор Timoci Bavadra был приведен к присяге в качестве премьер-министра. (Bavadra являлся компромиссной фигурой, фиджийцем во главы коалиции с преобладанием представителей индийской общины. Как указывалось тогда в СМИ, большинство коренного населения Фиджи и националистов выступало против назначения лидеров собственно индийских партий на пост премьера. Прим. Portalostranah.ru).

 

14 мая 1987. В безоблачный четверг подполковник Sitiveni Rabuka, третий по рангу в Королевских вооруженных силах Фиджи, совершил бескровный военный переворот в 10 утра.

 

Происходит второй переворот в сентябре, после которого Фиджи объявляется республикой и разрывает отношения с британской монархией.

 

1989 г. Бывший генерал-губернатор (представляющий английскую королеву Прим. Portalostranah.ru) Ratu Sir George Cakobau покидает свой пост.

 

1990 г. Новая Конституция была принята после ее подписания первым президентом Республики Фиджи Ratu Sir Penaia Ganilau. Она закрепила квоту в парламенте за фиджийцам в 37 мест, 27 — за индийцам, по прямому голосованию — 5 и за ротуманцами — одно место. (Т.е. за коренными фиджийцами конституцией было автоматически закреплено в парламенте большинство, хотя они составляли меньше половины населения Прим. Portalostranah.ru).

 

1992 г. Первые всеобщие выборы в соответствии с новой Конституцией 1990 года были проведены, а Soqosoqo ni Vakavulewa ni Taukei (Партия коренных фиджийцев Прим. Portalostranah.ru) взяла под контроль избирательные участки.

 

1993 г. Правительство Sitiveni Rabuka пало после неудачной попытки получить поддержку большинства парламента по бюджету.

 

Президент Ratu Sir Penaia Ganilau умирает в США, где находился на лечении, после продолжительной болезни.

 

18 января 1994 г. Во вторник утром этого дня Ratu Sir Kamisese Mara приведен к присяге в качестве президента и главнокомандующего.

 

1995 г. Президент назначает Комиссию по пересмотру конституции 1990 года с участием Paul Reeves, Dr Brij Lal и Tomasi Vakatora. (Представителей основных общин Прим. Portalostranah.ru).

 

1997 г. Фиджи выигрывает Кубок мира по регби.

 

6 июня 1997 г. Прецедент создается, когда лидер (индийской) оппозиции выступает перед большим советом вождей.

 

3 июля 1997 г. Конституция в версии 1997 года принята нижней палатой парламента.

 

10 июля 1997 г. Конституция в версии 1997 года принята верхней палатой.

 

25 июля 1997 г. Конституция в версии 1997 года подписана президентом и становится законом.

 

1999 год. Лейбористская партия Фиджи лидирует на национальных выборах. Она образует People’s Coalition Party с тремя другими политическими партиями: Veitokani ni Lewenivanua Vakarisito (VLV), Party of National Unity (PANU) и Fijian Association Party (FAP). Mahendra Chaudhry приведен к присяге в качестве премьер-министра, и становится первым в истории премьер-министром Фиджи из индийской общины.

 

2000 год. Захват парламента 19 мая (Был произведен фиджийскими националистами отстранившими премьер-министра Mahendra Chaudhry Прим. Portalostranah.ru). Временное правительство назначается с согласия Высшего совета вождей и президента Ratu Josefa Iloilo 28 июля».

 

Дальше исторический очерк на правительственном сайте обрывается, несмотря на то, что на Фиджи после 2000 года был и период восстановления демократии, и новые перевороты, и мы поговорим подробнее о современной истории Фиджи в некоторых других разделах этого обзора, а пока снова к истории.

Cakobau — основатель фиджийской монархии

 

На трех изображениях, сделанных в течении нескольких десятилетий XIX века — три правителя Фиджи, правившие островами друг за другом. Как говорится, почувствуйте разницу:

Отец первого короля единого Фиджи Cakobau достопочтенный вождь Ratu Tanoa Visawaqa.

На трех изображениях, сделанных в течении нескольких десятилетий XIX века — три правителя Фиджи, правившие островами друг за другом. Как говорится, почувствуйте разницу:

Отец первого короля единого Фиджи Cakobau достопочтенный вождь Ratu Tanoa Visawaqa.

На трех изображениях помещенных здесь, сделанных в течении нескольких десятилетий XIX века — три правителя Фиджи, правившие островами друг за другом. Как говорится, почувствуйте разницу.

 

На первой иллюстрации — отец первого короля единого Фиджи Такомбау (Cakobau) достопочтенный вождь Ratu Tanoa Visawaqa. Далее фотография, запечатлевшая самого Cakobau, провозгласившего себя королем над всеми фиджийскими племенами и принявшего христианство.

 

И, наконец, сменившая Cakobau в качестве главы Фиджи британская королева Виктория, которая, правда, так и не использовала традиционный титул короля Фиджи tuiviti в своем титуловании.

 

В отличие от ближайших соседей-тонганцев (опять не удержимся от сравнения с тонганцами), где местный король правит до сих пор, фиджийцы не смогли в период колониальных влияний сохранить традиционную королевскую власть. К тому же единая фиджийская монархия была слишком молодой и гораздо менее устойчивой, чем на Тонга, а фиджийская государственность к моменту прихода мировых держав в Океанию не успела сформироваться.

 

Первого фиджийского короля Такомбау (Ratu Seru Epenisa Cakobau, также Thakombau) сына традиционного вождя Ratu Tanoa Visawaqa, большинство других традиционных вождей разных территорий Фиджи признавало, согласно историкам, лишь как верховного вождя — первого среди равных, несмотря на то, что Такомбау (Cakobau) принял появившийся при нем титул tuiviti в 1871 году (Титул tuiviti можно перевести с фиджийского как «король Фиджи». Можно сравнить с тонганским аристократическим титулом tuitonga).

Следующий правитель:

король Такомбау (Cakobau) - отец-основатель Фиджи.

Следующий правитель:

король Такомбау (Cakobau) - отец-основатель Фиджи.

 

Слабость фиджийской монархии проявилась в том, что уже спустя три года после ее установления — 10 октября 1874 Такомбау (Cakobau) официально отказался от королевского титула tuiviti в пользу английской королевы Виктории, подписав на торжественной церемонии с британским представителем акт о цессии (уступки прав) с признанием суверенитета Британии над Фиджи.

 

(Со стороны Фиджи договор подписали также и несколько других главных фиджийских вождей, включая соперника Cakobau фиджи-тонганца Ma’afu Enele Ma’afu’otu’itoga — феодала королевских кровей из Тонга, обосновавшегося на Фиджи. Подробнее об обстоятельствах жизни, побудивших Ma’afu покинуть Тонга смотрите в разделе «Основатель правящей королевской династии Тонга» (о сопернике Ma’afu) в уже упоминавшемся очерке о Тонга).

 

Как бы то ни было, но считается, что со стороны Такомбау (Cakobau) акт об уступке суверенитета был добровольным шагом, вызванным тяжелыми обстоятельствами.

 

За несколько лет до этого Такомбау (Cakobau) начал неудачное сотрудничество с Австралийской «Polynesia Company», которой уступил в обмен на деньги, оружие и спирт большие территории для хлопковых плантаций. Уже в 1868 году на Фиджи в массовом порядке стали прибывать переселенцы из Австралии.

 

В 1871 году Такомбау (Cakobau) основал администрацию на западный манер, провозгласив конституционную монархию и образовав законодательное собрание и кабинет министров. Большинство деятелей этого кабинета составляли граждане западных стран.

 

И наконец:

Сменившая Cakobau в качестве главы Фиджи британская королева Виктория, которая, правда, так и не использовала традиционный титул короля Фиджи tuiviti в своем титуловании.

И наконец:

Сменившая Cakobau в качестве главы Фиджи британская королева Виктория, которая, правда, так и не использовала традиционный титул короля Фиджи tuiviti в своем титуловании.

Несмотря на современное устройство правительства, кабинет Такомбау (Cakobau) скоро запутался в долгах (в частности и перед американскими факториями) и не справлялся с периодически возникающими беспорядками.

 

Также согласно историкам, Такомбау (Cakobau) устал от соперничества с вышеупомянутым феодалом Ma’afu.

 

Приветствуя переход Фиджи под власть Великобритании, король Такомбау обратился в 1874 г. со следующим посланием к королеве Виктории:


«Король передает ее величеству свою любимую старую палицу войны, бывшую до сих пор единственным символом закона на островах Фиджи. Многие из его народа погибли при старом законе, но сотни тысяч остались в живых, чтобы пользоваться жизнью в новых лучших условиях.

 

Вместе с этой эмблемой прошлого король шлет ее величеству свои заверения в любви. Он уверен в том, что королева и ее дети смогут обеспечить процветание его детей и народа, идущих сейчас навстречу цивилизации, которую несет с собой господство ее величества»Подробнее см. на нашем сайте здесь;

 

О полюбовном характере соглашения Cakobau с англичанами также говорит тот фат, что Такомбау (Cakobau) после сложения с себя титула tuiviti продолжал считаться одним из феодалов Фиджи с титулом верховного вождя, живя в почете и достатке (как и его соперник Ma’afu) до своей кончины в 1883 году.

 

Многие представители современной фиджийской политической элиты являются потомками Такомбау (Cakobau).

 

Его правнук рату сэр Джордж Такомбау (Ratu Sir George Cakobau) служил в качестве первого генерал-губернатора Фиджи, назначенного из коренных фиджийцев, представляя британскую королеву в уже независимой стране с 1973 по 1983 год.

 

Рату сэр Камисесе Мара (Ratu Sir Kamisese Mara), первый премьер-министр независимого Фиджи, также является потомком Такомбау (Cakobau), хотя и по боковой женской линии. Рату Эпели Наилатикау (Ratu Epeli Nailatikau) нынешний третий президент Фиджи также потомок Такомбау (Cakobau). («Рату» в переводе с фиджийского «глава», «босс» — титул местной аристократии, эквивалент английского обращения «сэр»).

 

А британская королева Виктория (как и последующие британские монархи) никогда уступленным ей Такомбау (Cakobau) титулом tuiviti не титуловалась, хотя многие фиджийцы считают ее третьей в династии фиджийских традиционных монархов.

Фиджи сегодня: Британская королева и президент — два главы государства одновременно

 

На иллюстрации  с сайта фиджийского правительства:  Нынешний президент Фиджи Рату Эпели Наилатикау (Epeli Nailatikau) в смешанном фиджийско-западном одеянии после приема  верительных грамот у германского посла. Фиджи, 2010 год.

На иллюстрации с сайта фиджийского правительства:

Нынешний президент Фиджи Рату Эпели Наилатикау (Epeli Nailatikau) в смешанном фиджийско-западном одеянии после приема верительных грамот у германского посла. Фиджи, 2010 год.

Тем не менее, несмотря на то, что, например, королева Виктория, не использовала тонгаский королевский титул, до 1987 года Фиджи считалось конституционной монархией с британским монархом во главе государства, представленном на острове генерал-губернатором. Однако после военного переворота Фиджи была исключена из Содружества, а позднее ввела пост президента Республики. Республика Островов Фиджи так теперь звучит официальное название страны.

 

По состоянию на март 2010 на правительственном сайте Фиджи в англоязычной версии название страны пишется именно как Republic of the Fiji Islands. Главой государства на этом официальном сайте указывается именно президент, а английская королева не упоминается. Однако фиджийское руководство, включая нынешнего премьер-министра Bainimarama и «Большой Совет вождей Фиджи» неоднократно заявляли, что английский монарх остается «высшим главой страны», несмотря на наличие поста фиджийского президента со статусом главы государства.

 

В 1998 году «Большой совет вождей Фиджи» обсуждал роль Елизаветы II в качестве «высшего вождя племени». В 2002 году от имени совета председатель совета заявил, что «Елизавета II по-прежнему является традиционной королевой, т.е. верховным вождем Фиджи, или tuiviti», хотя этой должности не присвоено никаких конституционных прерогатив.

 

Хотя Фиджи в настоящее время является республикой в рамках Британского Содружества (Фиджийское членство в Содружестве приостановлено в 2009 году как санкция против военного правительства Фиджи из-за непроведения свободных выборов. Но страна не исключена из организации. Прим. Portalostranah.ru) профиль королевы по-прежнему изображается на монетах Фиджи, корона Святого Эдуарда до сих пор составляет часть знаков различий военных и полиции, а день рождения королевы остается государственным праздником. Девизом Фиджи также остается «Бойтесь Бога и чтите короля» (по-фиджийски «Repe vaka na kalou ka doka na Tui»), который был принят еще в 1871 году королем Cakobau.

 

Флаг Фиджи.
Флаг Фиджи.

Кроме того, флаг Фиджи (который включает и британский флаг «Юнион Джек») и герб страны остаются неизменными.

 

(Флаг Фиджи голубого цвета. В его верхнем левом углу находится изображение флага Великобритании, а в правой части помещено изображение центральной части фиджийского герба в виде щита с георгиевского крестом в центре, который делит щит на четыре части.

 

В правой верхней секции щита — изображение сахарного тростника, в левой верхней — кокосовая пальма, в правой нижней части — связка бананов, в левой нижней — белый голубь.


В верхней части щита также поместилось отдельное изображение — геральдический лев с плодом какао в лапах. Сахарный тростник, бананы, кокосовые пальмы составляют основу экономики островов Фиджи.

 

Голубь олицетворяет мир. Голубой цвет флага символизирует Тихий океан.

 

Герб Фиджи (полная версия). В полной версии герба представлены два фиджийских воина, держащих щит, а также фиджийское каноэ над щитом.  В правой верхней секции щита разместилось  изображение сахарного тростника, в левой верхней - кокосовая пальма, в правой нижней части поместилась связка бананов, в левой нижней - белый голубь.  В верхней части щита также поместилось отдельное изображение - геральдический лев с плодом какао в лапах.  Кроме этого на гербе Фиджи присутствует девизная лента (снизу от щита) с девизом «Бойтесь Бога и чтите короля» (по-фиджийски «Repe vaka na kalou ka doka na Tui»).

Герб Фиджи (полная версия).

В полной версии герба представлены два фиджийских воина, держащих щит, а также фиджийское каноэ над щитом.

В правой верхней секции щита разместилось изображение сахарного тростника, в левой верхней - кокосовая пальма, в правой нижней части поместилась связка бананов, в левой нижней - белый голубь.

В верхней части щита также поместилось отдельное изображение - геральдический лев с плодом какао в лапах.

Кроме этого на гербе Фиджи присутствует девизная лента (снизу от щита) с девизом «Бойтесь Бога и чтите короля» (по-фиджийски «Repe vaka na kalou ka doka na Tui»).

В полной версии герба (которая не размещена на флаге) также представлены два фиджийских воина, держащих щит, а также фиджийское каноэ над щитом.

 

Кроме этого там присутствует девизная лента (снизу от щита) с упомянутым уже выше девизом «Бойтесь Бога и чтите короля». Прим. Portalostranah.ru).

 

Тем не менее, несмотря на наличие такого монархического девиза на фиджийском гербе, на официальном сайте британской монархии в настоящее время нет никаких упоминаний, что королева в настоящее время считает себя главой государства Фиджи.

 

В 1987 году Елизавета II отказалась принять бывшего премьер-министра Фиджи Timoci Bavadra, который по поручению военного руководства Фиджи пытался заручиться поддержкой Британии и Содружества после переворота.

 

Это было расценено как отказ английской королевы от своего статуса главы Фиджи.

Военные, победившие племенных вождей, парламентскую демократию и свободные медиа

 

На иллюстрации с сайта фиджийского правительства:  Премьер-министр и военный правитель Фиджи командор Фрэнк Баинимарама (Josaia Voreqe Bainimarama).

На иллюстрации с сайта фиджийского правительства:

Премьер-министр и военный правитель Фиджи командор Фрэнк Баинимарама (Josaia Voreqe Bainimarama).

В конце 2009 года 88-летний третий президент республики Хосефа Илойло (Josef Iloilovatu Uluivuda) подал в отставку, уступив власть Рату Эпели Наилатикау (Epeli Nailatikau), многие годы служившего в фиджийской армии и позднее бывшего дипломатом. И Iloilovatu, и Nailatikau происходят из семей традиционных фиджийских вождей и входили в Bose Levu Vakaturaga («Большой Совет вождей»), который избирает президента и 14 из 32 сенаторов.

 

Являясь особенностью местной политической системы, этот совет, существующий с 1968 года, наряду с двухпалатным парламентом, включает также некоторое количество ненаследственных участников, но главную роль в нем играют традиционные правящие семьи. Однако необходимо отметить, что в последние два десятилетия (с небольшими перерывами) совет вождей Фиджи — Bose Levu Vakaturaga, как и вся политическая система страны, находится под диктатом фиджийских военных. В настоящее время полновластным главой страны является командор Фрэнк Баинимарама (Josaia Voreqe Bainimarama), осуществивший переворот на посту командующего армией в 2006 году, а затем занявший пост премьер-министра.

 

После обретения Фиджи сорок лет назад независимости казалось, что британцам удалось привить стране образцовую парламентскую демократическую систему при участии традиционных структур племенных вождей. Однако усиление в 1980-х годах национализма коренных фиджийцев привело, наряду с некоторым усилением роли племенных вождей, к невиданному для стран Океании росту влияния армии. В 1987 году после победы на выборах индуистских партий и избрания премьера из индуисткой общины в стране произошел первый военный переворот, инспирированный фиджийскими националистами, а Фиджи была после ее осуждения со стороны Британского Содружества провозглашена республикой. В 1990-м году была принята радикальная конституция, закрепившая положение о большинстве для этнических фиджийцев в палате представителей парламента (несмотря на то, что этнические фиджийцы тогда составляли меньше половины населения страны). Также, согласно конституции 1990 года, за этническими фиджийцами закреплялся пост премьер-министра и право на монополию на землю.

 

В 1987 году к власти в качестве временного премьера, а затем с 1993 года второго президента Фиджи (пост президента был введен военными в 1987 году. Прим. Portalostranah.ru) вернулся отец-основатель независимого Фиджи и его первый и бессменный премьер-министр (до 1987 года — до своего выхода на пенсию) престарелый Рату сэр Камисесе Мара (Ratu Sir Kamisese Mara), который попытался смягчить кризис между армией и этническим фиджийцами, с одной стороны, и индийской общиной — с другой. До сих пор неизвестно насколько Рату сэр Камисесе Мара (Ratu Sir Kamisese Mara), находясь в отставке, поддержал переворот 1987 года. Тем не менее, при нем в 1997 году была введена новая более сбалансированная конституция (За «Большим Совет вождей Фиджи» из этнических фиджийцев закреплялось право на выборы президента. Также, согласно этой конституции, хотя право на монопольное владение землей для фиджийцев сохранялось, квоты на представительство в парламенте и закрепление за этническими фиджийцами поста премьер-министра отменялись).

 

После того как в 1999 году в результате свободных парламентских выборов к власти в стране пришли индийские партии (во второй раз в истории Фиджи после 1987 года), фиджийская армия совершила новый переворот, заодно свергнув Ratu Sir Kamisese Mara с поста президента. Новый переворот произошел в 2006 году после краткого периода демократии. В настоящее время конституция Фиджи отменена, разрабатывается новая, а страной фактически управляют военные.

 

В стране осуществляется цензура средств массовой информации. Вот два показательных сообщения о событиях 2009 года с хорошо информированного блога о новостях медиа «Международного Радио Нидерландов» в нашем переводе с английского:

 

«Цензура средств массовой информации на Фиджи может продолжаться бесконечно». Как говорит постоянный секретарь по вопросам информации правительства Фиджи подполковник Neumi Leweni, цензура правительством новостей может продолжаться, если организации средств массовой информации не научатся соблюдать директивы министерства информации». (13/05/2009).

 

«Временное (военное) правительство Фиджи приказало отключить передатчики Радио Австралии (иновещательной службы австралийской вещательной корпорации ABC Прим. Portalostranah.ru) на Фиджи, сообщает ABC News. Местным техникам было приказано закрыть FM ретрансляторы в столице Сува и в Нади. Но Радио Австралии продолжает свои трансляции на Фиджи через свои коротковолновые передатчики (расположенные в Австралии Прим. Portalostranah.ru). Отключение произошло после изгнания с Фиджи корреспондента ABC Sean Dorney, который был депортирован после заявленных правительством Фиджи возражений против его репортажей о преследовании местных СМИ и цензуре, наложенной на местных журналистов». (15/04/2009).

 

Отметим, что англоязычные программы Радио Австралии (которые, согласно последним сообщениям, снова возобновлены и через ретрансляторы внутри Фиджи), наряду с иновещанием новозеландского радио, являются основными программами на Фиджи. В стране также существует (имевшая до последних десятилетий, как и несколько местных газет, большие традиции независимой журналистики) национальная фиджийская радикорпорация FBCL, которая ведет в настоящее время свои передачи по шести радиоканалам, включая два канала попеременного вещания на фиджийском (с включениями на английском): Radio Fiji One и Bula FM, два канала канала на хиндустани — Radio Fiji Two и Radio Mirchi, а Radio Fiji Gold и 2DayFM исключительно на английском. Телевизионные программы представлены появившимися лишь после 1991 года двумя небольшими коммерческими телестанциями, не входящими в состав FBCL, завоевавшими популярность ретрансляцией международных спортивных соревнований (в частности матчами по регби). 

«Bula» и сахар — столпы фиджийской экономики

 

В последние годы Фиджи развернуло большую всемирную кампанию по привлечению туристов на Фиджи. Это касается и отдаленных от островов стран, и ближайших соседей. Как передавало несколько недель назад фиджийское радио FBCL — Bula FM, рекламная кампания, пропагандирующая поездки на Фиджи, выпущенная по заказу государственного Fiji Islands Visitors Bureau на основных телеканалах Новой Зеландии, была оценена влиятельным журналом AdMedia в качестве одной из трех крупнейших рекламных кампаний на ТВ Новой Зеландии за январь 2010 года. В 2009 году Фиджи выпустило ряд публикаций на русском языке и провело большую рекламную кампанию в России под девизом «Bula Fiji», приняв участие в московской туристической выставке. Словечко «Bula» — это традиционное фиджийское приветствие (переводится просто как «привет»), взятое на вооружение государственным Fiji Islands Visitors Bureau. А туризм сейчас является основой экономики Фиджи. Как и сельское хозяйство с плантациями сахарного тростника — растения, которое, как уже упоминалось, изображено на гербе страны. А должность с показательным названием «министр финансов, национального планирования и сахара» (Minister for Finance and National Planning and Sugar) важнейшая среди должностей нынешнего фиджийского премьер-министра Bainimarama.

 

 

Обзор подготовлен при использовании материалов: сайта парламента Фиджи parliament.gov.fj, сайта правительства Фиджи fiji.gov.fj; сайта фиджийской вещательной корпорации FBCL radiofiji.com.fj; сайта государственного фиджийского туристического ведомства Fiji Islands Visitors Bureau fijime.com; сайта Radio New Zealand International rnzi.com; сайта Radio Australia radioaustralia.net.au; сайтов Британской вещательной корпорации news.bbc.co.uk, bbc.co.uk/russian; Медиаблога Radio Netherlands blogs.rnw.nl/medianetwork; а также сайта -дайджеста международной прессы highbeam.com Использовались материалы буклета Fiji Islands Visitors Bureau на русском языке и некоторых других международных географических ресурсов.

 

Максим Истомин для Portalostranah.ru


 

Смотрите также: Из истории Фиджи. Зачем в 1874 г. правитель Фиджи подарил королеве Виктории свою любимую палицу, и почему Британия вернула палицу обратно...

 

 


Просмотреть увеличенную карту

Опубликовано
14
03
2010
 
Portalostranah
Иллюстрации размещены 13.03.2010



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...