Израиль – это… Девять утверждений об Израиле Эфраима Кишона и комментарии к ним
Знаменитый израильский писатель и юморист Эфраим Кишон (Ephraim Kishon), скончавшийся в 2005 году, прославился также и своими короткими формулировками об особенностях Израиля по типу: «Израиль – это» (Приводим фразы Кишона по журналу Израиль сегодня», №1/94 Издание Jewish Agency).
Эти утверждения, часто имеющие многозначный смысл, если их прокомментировать, могут дать возможность рассказать об израильской специфике.
Мы взяли девять утверждений об Израиле Эфраима Кишона в качестве подзаголовков к этой статье (они выделены кавычками и красной подчеркнутой линией в начале каждой части обзора), а затем постарались развернуто прокомментировать каждое из этих утверждений с фактами в руках. Вот что получилось.
«Это — страна до того маленькая, что ее территории на картах мира не хватит даже на то, чтобы вывести ее название»
Территория собственно Израиля без учета Самарии, оспариваемой палестинцами, в самом узком месте составляет около 15 километров.
Израиль — это не только очень маленькая страна, но и страна с неопределенными окончательно границами, которые постоянно меняются в зависимости от взаимоотношений израильского государства с палестинцами и соседними арабскими государствами.
Издание «Факты об Израиле», выпущенное государственным «Израильским центром информации» для заграницы (базовое издание 1997 г., рус. яз.), указывает (по максимуму), что площадь страны с учетом Палестинской Автономии и всех других контролируемых территорий составляет 27800 кв. км.
Но даже по данным этого издания территория Израиля протянулась на 470 километров в длину и всего 135 километров в ширину в самом широком месте.
Рассматривая вопрос размера площади Израиля, сталкиваешься с тем, что разные источники указывают данные о площади Израиля по-разному. Согласно решениям Генеральной Ассамблеи ООН, при создании Израиля территория страны должна была составлять всего 14000 кв. км. Фактически Израиль контролирует территорию от 20770 до 22072 кв. км.
«Это — единственная страна, созданная налогоплательщиками из-за рубежа»
С момента создания государства Израиль и до сих пор стране оказывается финансовая помощь, как международными еврейскими фондами, так и рядом западных государств (Например, США ежегодно выделяют Израилю и Египту с момента подписания мирного соглашения между двумя государствами крупную финансовую помощь для целей развития).
Финансовая помощь еврейской общины Соединенных Штатов сыграла ключевую роль в выживании новорожденного государства Израиль в 1948 году.
Вот как описывает одна из основательниц Израиля и спустя годы премьер — министр страны Голда Меир в своей известной автобиографической книге «Моя жизнь» процесс сбора денег для нового государства в
«Они слушали, они плакали, они собрали столько денег, сколько еще не собирала ни одна община. Я провела в Штатах шесть недель — больше я не могла находиться вне дома — и повсюду евреи слушали, плакали и давали деньги, иногда даже делая для этого банковские заемы.
В марте (1947 г.) я вернулась в Палестину, собрав 50000000 долларов, немедленно ассигнованные на тайные закупки в Европе оружия для Хаганы (Предшественницы израильской армии. Здесь и далее в скобках Прим. Portalostranah.ru). И даже когда Бен-Гурион (первый премьер-министр Израиля) сказал мне: «Когда-нибудь, когда будет написана история, там будет рассказано о еврейской женщине, доставшей деньги, необходимые для создания государства», — я никогда не обманывалась. Я всегда знала, что эти доллары были отданы не мне, а Израилю...
Я приехала, чтобы собрать деньги, как можно больше, как можно скорее, и говорила об этом в мае (1948 г.) так же недвусмысленно, как несколько месяцев назад, в январе.
«Государство Израиль не может прожить на аплодисменты, — сказала я евреям Америки. — Войну не выиграешь речами, декларациями и даже слезами радости. И главное — это время, а то аплодировать будет нечему».
«Мы не можем обойтись без вашей помощи, — повторяла я в десятках, публичных выступлений и в частных разговорах. — Мы просим вас разделить нашу ответственность и все, что входит в это понятие — трудности, проблемы, беды и радости. Ведь то, что происходит в еврейском мире сейчас, так серьезно, так жизненно важно, что и вы можете изменить свой образ жизни — на год, на два, на три — пока мы все вместе не поставим Израиль на ноги. Решайтесь же и дайте мне ответ».
Ответ был дан — невиданно щедрый и скорый, от всего сердца, от всей души. Считалось, что тут не может быть «слишком много» или «слишком хорошо». И, ответив таким образом, они, как я и надеялась, подтвердили, что они наши партнеры. И хотя в это время еще не было отдельного счета для Израиля, и хотя Израилю досталось менее 50% собранных ОЕП (организация американских евреев «Объединенный Еврейский Призыв») в 1948 году 150 миллионов — остальное было передано Джойнту (Американский объединенный еврейский комитет по распределению фондов) для помощи евреям в Европе, — эти 50% бесспорно помогли нам выиграть войну. А, кроме того, мы узнали, что американское еврейство вовлечено в дела Израиля настолько, что мы вправе на него рассчитывать в дальнейшем».
«Это — страна неограниченных границ»
Это высказывание Кишона о стране неограниченных границ следует, видимо, понимать в следующих смыслах:
1) Границы государства Израиль до сих пор (2009 г.) на международном уровне и внутри страны окончательно не определены.
2) Израиль является открытой миру страной, не только в силу своего демократического устройства, но и того, что из приблизительно 12 млн. евреев мира, только около 40% проживают в самом Израиле, а остальные сохраняют, как минимум, тесную эмоциональную связь с этой страной.
В тоже время само еврейское население Израиле представляет собой пеструю мозаику. Наряду с родившимися уже в Израиле — сабра, тут живут и евреи из Европы, — ашкенази, и евреи — выходцы из восточных стран — сефарды, включая йеменских и эфиопских евреев — фалашей, чьи общины жили еще совсем недавно в этих странах согласно собственным средневековым установлениям, оторванные от мира.
3) Израиль — это страна неограниченных границ и в том смысле, что с ней поддерживают духовную связь многие миллионы верующих по всему миру — иудеев, мусульман, бахаев, христиан. Храмовая гора в Иерусалиме еврейскими мудрецами указывалась как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).
4) Израиль, несмотря на свои небольшие размеры, располагает почти неограниченным разнообразием природных географических зон: плодородная прибрежная равнина у Средиземного моря, горные районы Голан и Галилеи, засушливая пустыня Негев, а также самое низкое место в мире и одновременно самое соленое озеро планеты — Мертвое море, Иорданская долина и пустынная Арава, пресноводное библейское озеро Кинерет (Тивериадское море).
«Это — самая тесная страна на свете: это страна мозолей»
Виду того, что издавна Израиль считался благословенной землей (в «книге Исхода» о ней говорится «земля, текущая молоком и медом»), здесь всегда было тесно, в том числе и от завоевателей.
Однако не только воинам, но и пахарям приходилось тяжело.
Несмотря на наличие прекрасных земель, в силу обстоятельств, основа современного сельского хозяйства Израиля закладывалась на пустующих (выкупленных у арабов) и не самых лучших землях тяжело работающими на полях евреями-киббуцниками (участниками сельхозкооперативов). Эти евреи, приехавшие из Европы, были самоотверженны и жизнерадостны. Поэтому в 1931 году Ури Кейсари в статье «Мы листья кактуса!» в газете «Доар ха-Йом» сравнил родившихся в стране израильтян с колючим пустынным растением, у которого сладкий и мягкий плод покрыт оболочкой с колючками, намекая на то, что сабра-киббуцник «колючий», но добрый внутри (Кейсари и придумал термин «сабра», с иврита «кактус», которым стали обозначать еврея, не приехавшего, но родившегося уже в Израиле).
Современная страна была создана с помощью большого труда, с помощью многих мозолей, но, продолжая аналогию Эфраима Кишона, можно сказать, что в этой стране все и во все времена также наступали друг другу на больные мозоли: ранее прибывшие евреи новоприбывшим (в осуждение дискриминации новоприбывших и написана статья Ури Кейсари), арабы евреям, евреи арабам и так далее.
И в заключение аналогии про мозоли, отметим, что Израиль не располагает большими запасами полезных ископаемых (за исключением фосфоритов и калийной соли), поэтому не природные ресурсы вывели страну на 16 место в мире по экономическому развитию, а упорство и предприимчивость израильтян.
«Это — страна, где родители учатся родному языку у своих детей»
За 18 веков рассеяния по миру и изгнания из страны евреи в повседневной жизни стали говорить на языках тех стран, в которых жили, или создали смешанные диалекты, вроде идиша (смесь древнееврейского с немецким).
Когда они активно стали возвращаться в Израиль в конце XIX века, то выяснилось, что у евреев нет единого живого языка — их язык иврит стал «мертвым языком», использовавшимся только в религиозных целях.
Элиэзер Бен-Йегуда считается человеком, возводившим иврит к жизни, написавшим методические пособия и начавшим активно этот язык преподавать. Поэтому можно сказать, что дети в Израиле овладели новым языком в школах быстрее своих родителей, говоривших на языках стран своего происхождения.
«Это — страна, где каждый гражданин волен высказать свое мнение, но нет закона который обязывал бы кого-нибудь и послушать»
Израиль — это демократическая страна, со всеми вытекающими из этого последствиями. Но основного закона — конституции в стране действительно нет (по состоянию на 2009 г.). Хотя страну нельзя считать страной с прецедентным правом.
Государство Израиль должно было принять конституцию через несколько месяцев после провозглашения независимости 14 мая 1948 года. Декларация о независимости Израиля заявляет, что конституция должна быть разработана и принята не позднее 1 октября 1948 года. Принятие демократической конституции было также одним из требований резолюции Генеральной Ассамблеи № 181, в которой санкционировалось создание еврейского государства. Но Государство Израиль так и не смогло принять формализованную конституцию.
Сроки, изложенные в Декларации о независимости, были с самого начала нереалистичными в свете войны, начавшейся между новым государством и соседними арабскими странами. Тем не менее, всеобщие выборы были организованы 25 января 1949 года именно с целью избрания учредительного собрания, которое должно было утвердить новую конституцию государства. Учредительное собрание открылось 16 февраля 1949 года. Оно действительно провело несколько дискуссий по поводу конституции, но они вскоре зашли в тупик.
Несколько аргументов были выдвинуты ортодоксальными еврейскими кругами против принятия конституции. Религиозные евреи выступали против идеи связи своего народа с документом, который правительство будет рассматривать номинально выше религиозных текстов — Танаха и Талмуда.
В итоге в Израиле по-прежнему нет конституции, но существует ряд разрозненных актов, которые составляют основной закон страны. Также в стране еще продолжают действовать некоторые законы Османской империи, чьей часть долгое время была Палестина, если они не противоречат более современным законам. И, наряду с современной судебной системой, существуют раввинатские суды по вопросам брака и семьи...
А в израильской политике и общественной жизни традиционно уживаются самые разные течения от ультра ортодоксальных до социалистических. Идеологические споры по вопросам возникли уже вокруг первого документа современного израильского государства — Декларации Независимости. Об пишет Голда Меир в своей упомянутой выше книге. И этой же цитатой из книги Меир можно проиллюстрировать следующее утверждение Эфраима Кишона.
«Это — страна, где не верят в чудеса, но их все-таки принимают в расчет»
Быший премьер — министр Израиля Голда Меир в своей уже упоминавшейся выше автобиографической книге «Моя жизнь» пишет:
«Вопрос об имени (государства) оказался менее дискуссионным, чем формулировка Декларации Независимости, ибо в последнюю минуту возник спор: упоминать ли в ней Бога.
Собственно говоря, выход был найден накануне. Небольшой комитет, которому было поручено составить последнюю версию Декларации, получил текст, в котором самая последняя фраза начиналась словами: «Уповая на Твердыню Израиля, мы скрепляем нашими подписями...».
Бен-Гурион надеялся, что слова «Твердыня Израиля» своей недвусмысленностью могут удовлетворить и евреев, не допускавших мысли, чтобы документ о создании еврейского государства мог обойтись без упоминания о Боге, и евреев, которые наверняка будут упорно протестовать против малейшего намека на клерикализм.
Но принять этот компромисс оказалось не так-то легко. Представитель религиозных партий, рабби Фишман-Маймон, потребовал, чтобы ссылка на Бога была сделана безо всяких экивоков, и сказал, что одобрит выражение «Твердыня Израиля» только если будет прибавлено «и его Искупитель»; представитель левого крыла Рабочей партии Ахарон Цизлинг столько же решительно выступил с противоположных позиций. «Я не могу подписать документ, в какой бы то ни было форме упоминающий Бога, в которого я не верю», — сказал он. Бен-Гуриону понадобилось чуть ли не все утро, чтобы убедить обоих, что слова «Твердыня Израиля» имеют двойное значение. Для многих, может быть, для большинства евреев они означают «Бог», но могут рассматриваться и как символ, означающий «силу еврейского народа».
В конце концов, Маймон согласился, чтобы слово «Искупитель» не было включено в текст. Забавно то, что в первом английском переводе, опубликованном в этот день для заграницы, не было вообще никакого упоминания о «Твердыне Израиля»; военный цензор вычеркнул весь последний параграф из соображений безопасности, ибо в нем было указано время и место церемонии».
«Это — единственная страна, где каждый человек — солдат, но несмотря на это и каждый солдат- человек»
Находясь в постоянном враждебном окружении, израильское государство понимает, что его выживаемость зависит прежде всего от способности дать достойный ответ окружающим арабским странам.
Но виду того, что
При этом израильская армия ЦАХАЛ осознает себя как армия оборонительная и народная, способная в случае военных действий задействовать резервистов, которыми фактически является все население страны активного возраста.
Эфраим Кишон пишет: «Это — единственная страна на свете, в которой я могу жить. Это моя страна»
С появлением государства Израиль фактически появилась и новая нация — израильтянин. Как кажется, менталитет израильтянина кардинально отличается от менталитета еврея, привыкшего столетиями везде быть чуждым национальным меньшинством, мириться с дискриминацией, уметь приспосабливаться. Израильтяне более открытые, уверенные в себе люди, совсем непохожие на евреев из местечек.
И это все утверждения и комментарии к ним на сегодня.
Максим Истомин / Portalostranah.ru