Россия и Персия. История прошлых взаимоотношений. Американский взгляд
Из заметки корреспондента американского иновещания «Голос Америки» Джеймса Брука от 23/12/2012 об истории русско-персидских отношений.
Карта современной Исламской Республики Иран в виде ковра.
Архивная илл. из издания иранского посольства в Москве.
«При Иване Грозном Россия разгромила татар, и начала экспансию на восток, в Сибирь, и на юг — к Каспийскому море. Там Россия впервые столкнулась с Персией, предшественником современного Ирана. Первый посол Персии в России посетил Кремль четыре века назад, в 1592 году.
Следующий век был отмечен полным недоверия сосуществованием этих двух империй — христианской и мусульманской. Затем в 1722 году Россия возобновила экспансию на юг и провела первую из четырех успешных войн против Персии. Постепенно Россия поглотила куски персидской Центрально-азиатской империи. По условиям Туркманчайского мирного договора Каспийское море стало по сути российским озером.
Одним из авторов этого договора был новый посол России в Персии, Александр Грибоедов, остроумный и обаятельный поэт и драматург, прибывший недавно из Санкт-Петербурга.
Однако недовольство Персии этим мирным договором вышло из-под контроля, когда из шахского гарема сбежал армянский евнух, а из гарема шахского зятя сбежали две армянские девушки. По условиям нового договора, армянам предоставлялся безопасный переход из Персии в находящуюся под российским контролем Армению. Посол Грибоедов проявил принципиальность и встал на защиту своих подопечных армян...
По сравнению с тем, что последовало за этим, захват американского посольства в Тегеране в 1979 году или произошедший два месяца назад разгром британского посольства больше походили на мирные чаепития. Толпа из нескольких тысяч взбунтовавшихся персов наводнила российское посольство, перебила охрану из казаков и растерзала всех находившихся на территории посольства людей. Несколькими днями спустя останки посла были столь обезображены, что его удалось опознать только по шраму на руке...
И пусть резня в посольстве с тех пор неразрывно связана с образом Ирана в умах россиян, это не остановило Кремль, который сохранял контроль над Северным Ираном вплоть до 1946 года.
В 1908 году полковник Владимир Ляхов, командующий Персидской казачьей бригады (персидской воинской части, но созданной и управлявшейся русскими офицерами. Прим. Portalostranah.ru), обстрелял персидский парламент — меджлис, и казнил нескольких лидеров движения, выступавших за конституционную реформу.
В знак благодарности (предпоследний шах Ирана из династии Каджаров) Мохаммед Али-шах назначил его генерал-губернатором Тегерана. (Позднее выходец из офицеров-иранцев Персидской казачьей бригады, ставший благодаря роли этой части, военным министром — Мохаммед Реза свергнет последнего каджарского шаха Султан Ахмада, и станет основателем последней иранской шахской династии Пехлеви. Прим. Portalostranah.ru).
С ростом военной мощи Германии, Россия и Великобритания решили прекратить тратить свои силы в «Большой игре» за территории, входившие в бывшую Персидскую империю. В 1907 году в Санкт-Петербурге было подписано Англо-российское соглашение.
В соответствии с этим договором, Персия была разделена на три сферы влияния: русскую на севере, нейтральную — в центре под управлением шаха, и британскую — на юге страны.
Это позволило Великобритании вести разработку нефтяных месторождений на юге Ирана и построить нефтеперерабатывающий завод в Абадане. Основанная в 1909 году, Англо-Персидская нефтяная компания развилась в корпорацию, ныне известную под названием British Petroleum (BP).
Это разделение сохранялось до августа 1941 года, когда Великобритания и Советский Союз провели совместную трехнедельную военную кампанию, в ходе которой свергли прогерманского шаха и возвели на престол его сына, Мохаммеда Резу Пехлеви. На протяжении следующих пяти лет Москва и Лондон продолжали опеку над страной, которая впоследствии получила название Иран.
В начале 1946 года Великобритания ушла из Ирана, однако советские войска оставались в Северном Иране гораздо дольше, чем это было предусмотрено договоренностями, достигнутыми на Тегеранской конференции 1943 года.
В 1946 году уже начиналась Холодная война, и Сталин решил укрепить контроль над Северным Ираном, создав две марионеточные советские республики и подписав договор с Тегераном, который предоставлял Советскому Союзу право собственности на 51 процент нефтяных месторождений Ирана. Однако вскоре после вывода советских войск из региона, марионеточные республики распались, а в конце 1947 года иранский парламент отказался ратифицировать нефтяное соглашение.
Помня об этой истории, в среду я с трудом сдержал улыбку во время пресс-конференции российского МИДа, проходившей в новой комфортабельной аудитории. Министр иностранных дел Сергей Лавров решительно осудил политику Запада, заявив, что вмешательство во внутренние дела Ирана «недопустимо». Вот так моральные императивы дипломатии гибко меняются в соответствии с изменением политических реалий», — замечает корреспондент «Голоса Америки» в своей заметке для русской службы американского иновещания.
Мониторинг Portalostranah.ru