Как формировался голландский менталитет: как мельница-польдер дала название системе отношений «польдерной модели», чем отличалась Ост-Индская компания, откуда простота в общественных отношениях…
Предлагаем вашему вниманию материал из архива Portalostranah.ru – выдержки из двух статей журнала «Holland Horizon» об особенностях голландского менталитета. Эти статьи разных лет из издания, которое для заграницы и на многих языках издавало до начала 2000-х годов министерство иностранных дел Нидерландов (теперь издание прекращено). Мы приводим тексты статей по русской версии этого иллюстрированного журнала.
Некоторое время назад мы уже опубликовали материал о голландских польдерных мельницах, которые являются не только традиционным визуальным символом Нидерландов, но и, можно сказать, служат зримым проявлением и самого голландского характера.
Дело в том, что польдерная мельница не молола зерно, а была предназначена для другого - для откачки воды, создавая польдер - плодородный участок суши ниже уровня моря, окруженный дамбами. И именно ирригационные проекты, чьим символом (наряду с дамбами) выступала мельница, и стали одним из главных факторов формирования голландской нации, как когда-то ирригационные проекты на Ниле сформировали самоощущение Древнего Египта.
Само название Нидерланды (буквально «низкие земли») напоминают нам о том, что значительная часть страны лежит ниже уровня моря, а значит борьба с морем - вопрос выживания. Но Нидерланды, в отличие от египетских фараонов, для ирригационных работ не располагали неограниченными бесправными трудовыми ресурсами. Поэтому появилась т.н. польдерная модель- т.е. система взаимоотношений работодателя и работника, построенная на системе переговоров.
Кроме привычки достижения согласия путем переговоров, к другим историческим особенностям Голландии можно отнести стремление к децентрализации и изначальное доминирование торговых людей над феодальной бюрократией (как указывается ниже в материалах «Holland Horizon»: «нарождающиеся центристские системы, такие, как, скажем, церковь, повсеместно подавлялись купеческим голландским государством, а феодалы ограничивались влиянием городов).
А теперь обо всем этом поподробнее. Первая очень интересная публикация, выдержки из которой мы приведем, была опубликована в «Holland Horizon» довольно давно - в 1997 году (Том 9, №1), но т. к. она исследует вопросы многовековой истории, она не потеряла своего качества. В оригинале статья называется «Согласие - общественная (голландская) привычка». Автор Франсин Вайибергер. Подзаголовки к выдержкам в нашей публикации расставлены Portalostranah.ru:
Голландская простота
в общественных отношениях
«Уже в 17 веке голландцы приводили иностранцев в недоумение когда дело касалось отношений между членами общества. Так, например, в те годы можно было довольно часто видеть какого-нибудь уважаемого господина, даже члена Генеральных Штатов (парламента), запросто сидящего на лужайке и завтракающего хлебом с сыром.
Иностранцам всегда бросалась в глаза одна деталь: в отличие от них, кичившихся богатой одеждой, экипажами и слугами, даже самые зажиточные голландские купцы не стеснялись закусывать, точно крестьяне, сидя на траве».
Этот исторический анекдот по поводу социального статуса в Голландии рассказан профессором социальной истории Университета Эразма Роттердамского В. Т. М. Фрайхоффом, заведующим кафедрой истории Нового Времени (1800-1870) в Свободном Университете Амстердама.
«Иностранцы в Нидерландах всегда были озадачены тем фактом, что социальный статус определялся здесь отнюдь не такими вещами, как власть, внешний вид или одежда. Социальное положение в средневековой Голландии в значительно большей степени определялось местом гражданина в государственной иерархии, чем материалом платья, которое он носил».
Есть известная нидерландская поговорка, которая гласит: «Веди себя естественно, жизнь и без того достаточно глупа!» Это не просто устойчивое выражение. Оно имеет определенный подтекст: отношение окружающих к человеку определяется не тем, как он отличается от них, а его умением устанавливать отношения. Отчуждение себя от окружающих людей было типичным для государств с жесткой центральной властью, а Нидерланды никогда не принадлежали к их числу.
Согласие
и «draagvlak»
Два аспекта голландской культуры общения до сих пор не потеряли своей актуальности.
Это аспект согласия, главный смысл которого состоит в том, что по любому вопросу стороны должны прийти к единому решению или, по крайней мере, достигнуть взаимопонимания.
Другая типично голландская концепция - это «draagvlak», или идея поддержки.
Важной составляющей частью обеих концепций является возможность каждой из сторон высказывать в полной мере свою точку зрения. Это, как показывает жизненный опыт, самая позитивная часть голландского понятия «встреча». И в отличие от многих абстрактных философских категорий, она имеет прямое практическое значение.
Уметь договариваться
Консультации. Консультационные советы. Поддержка. Совместное участие. Все это типично голландские понятия. Консенсус - неотъемлемая составляющая голландской общественной культуры. Это не означает, однако, что у нашего народа никогда не было конфликтов. У нас существуют промышленные разногласия и экономические забастовки, но они встречаются далеко не так часто, как в других странах. Показатель количества забастовок в Нидерландах гораздо ниже среднеевропейского. Все дело в том, что, когда в обществе возникают споры или проблемы, голландцы вместо обид и взаимных претензий предпочитают садиться за круглый стол переговоров, обсуждать возникшие сложности и находить нужные решения, как бы много времени это ни занимало. Давно замечено, что любые дебаты занимают меньше времени, если стороны настроены на консенсус, а не на раздувание конфликта.
«Мы сойдемся лицом к лицу и не уйдем, пока решение не будет найдено!» - еще одно типично голландское выражение. Как считает Виллем Фрайхофф, культура согласия – «это одна из общественно-социальных черт, присущих голландской нации в целом и помогающих ей формулировать и решать свои проблемы». Он полагает, что корни сего лежат «где-то в глубине Средних Веков». Уже тогда в Нидерландах существовало централизованное общество, в котором местные органы власти играли определяющую роль. Согласно Фрайхоффу, «власть феодальных помещиков всегда была ограничена влиянием больших и малых городов».
Особенности исторического
купеческого голландского государства
Голландское общество, начиная с Золотого 17 века, традиционно было обществом купцов, которые стремились к самостоятельности в своих делах и негативно относились к большинству законов и правил, поступающих сверху. Это также внесло свой вклад в процесс децентрализации структуры управления. «Наши торговые компании, такие, как, например, Ост-Индская Голландская Компания, были очень могущественными организациями», - говорит Фрайхофф. Они обладали мощным капиталом, но при этом их управленческая структура была полностью децентрализована.
Ост-Индская компания была разделена на палаты в городах, где она имела свои представительства. Управлял этими палатами купеческий корпус, где негоцианты одновременно были и руководителями, и пайщиками, по типу современных акционеров. Естественно, все решения они внимали коллегиально, постоянно советуясь друг с другом.
«Я думаю, что 17 век усилил процесс укрепления Нидерландов, причем именно с того момента, когда Республика Объединенных Провинций, как тогда называлась наша страна, стала иметь явно выраженную антицентристскую структуру. Нарождающиеся центристские системы, такие, как, скажем, церковь, повсеместно подавлялись купеческим голландским государством. Государство было свободным образованием, зданием, имевшим под своей крышей множество законодательных и консультативных структур. Во времена Республики все решения фактически принимались исполнительными главами провинций - регентами. Именно в их руках была сосредоточена реальная власть. Они сначала обсуждали проблемы, а потом отправлялись в Гаагу, чтобы там высказать на собрании свои предложения»- говорит Фрайхофф.
Историческое равнодушие
В последующие века в столице страны - Гааге - решения принимали уже не регенты, а религиозные и политические лидеры, представлявшие, по образному выражению тех лет, «столпы», которые поддерживали «крышу здания» голландского общества, и эта ситуация сохранялась до первой половины 20 века. Но и сегодня структура и механизм системы принятия решений во многом остались такими же, как сотни лет назад. Недостаток интереса голландцев к политике имел самые различные последствия: не столь ярко выраженное национальное самосознание и, как следствие, некоторую размытость роли страны в мировом историческом процессе. Известный историк Йохан Хёйзинга сравнил однажды голландскую культуру с клиринговым банком, проходя через который, денежные потоки обрастают процентами (этот необычный предпринимательский пример не мог быть выбран случайно).
Правда, профессор Фрайхофф объясняет такое «историческое равнодушие» совсем по-другому. Он утверждает, что причиной его является то, что «голландцы не воспринимают свою страну как нацию», а, скорее, как «культурную единицу», функционирующую в первую очередь не на национальном, а на местном и региональном уровне.
Форумы
Беседа с профессором Фрайхоффом была прервана телефонным звонком.
«Вот вам и еще один пример культуры взаимопонимания», - сказал он, повесив трубку. Профессор добавил, что, насколько ему известно, Нидерланды - единственная страна, в которой «участие во встречах» обязательно для университетской деятельности профессорского состава. Даже количество рабочих часов, потраченных на «встречи», подсчитывается заранее. В случае профессора Фрайхоффа - это 10% от его преподавательского времени, «хотя, конечно, консультации занимают гораздо больше выделенного лимита».
Поиск консенсуса стал настолько важной темой в повседневной жизни голландцев, что ему посвящаются диссертации, эссе и даже романы. Например, «Бюро» И. Й. Воскаула, где литературные герои почти всю свою жизнь проводят на встречах, консультациях и обсуждениях, то есть в поисках пресловутого «консенсуса». Голландская культура общения имеет столько же разновидностей, сколько существует различных форумов, на которых люди высказывают свое мнение.
Иногда, правда, консультации бывают скрыты от широкой общественности, но это случается, лишь когда оппоненты находятся на большом расстоянии друг от друга, как это было, например, во время дебатов между сторонниками охраны окружающей среды и представителями ряда промышленных организаций. В других случаях общественность принимает в обсуждениях самое активное участие. Подобные дебаты - неотъемлемая часть современной жизни таких городов, как Амстердам.
Участие в форумах - не просто развлечение, находятся и такие, кто за это готов платить. Газетные рубрики, где публикуются мнения читателей по тому или иному вопросу, как правило, играют важнейшую роль в жизни голландцев. Дебаты могут продолжаться недели или даже месяцы. Иногда свое мнение высказывают специалисты, провоцируя новый виток дискуссии. В 70-х такие дебаты с разносторонней критикой, с демонстрациями протеста привели к мораторию на государственную программу развития атомной энергетики... Действительно ли нам нужен скоростной поезд, и если да, то по какому маршруту он пойдет? Можно ли допустить проезд автомобилей в исторический центр Амстердама, и если да, то в каком количестве? Должны ли городские власти Амстердама и Роттердама объединиться с областными муниципалитетами и образовать «метропольные провинции»? По поводу последних двух публикаций были даже созваны локальные референдумы - относительно новые формы общественной активности в Нидерландах, результаты которых не раз удивляли властные структуры и заставляли их менять свои планы. Сегодня другие, более современные формы ведения дебатов вошли в повседневную жизнь - это прежде всего обсуждение через Интернет. Биллем Фрайхофф очень озабочен вопросом, изменит ли эта форма электронной коммуникации саму природу общественного консенсуса и культуру общения. Но, как бы то ни было, возможность связаться напрямую с муниципальной исполнительной властью может только расширить участие личности в общественной жизни».
«Польдерная модель»: дискуссии за дамбами
А теперь подробнее о так называемой польдерной модели – исторической голландской системе взаимоотношений работодателей и работников. Оригинал статьи «Holland Horizon» об этом, выдержки из которой мы приведем, называется «Моторы голландской культуры консенсуса. Дискуссии за дамбами» № 2 за июнь 2003 года). Автор - Жаклин Весселиус.
«Голландская польдерная модель - уникум, известный далеко за пределами страны. Она означает переговоры между работниками, работодателями и государством. Ключевую роль здесь играет готовность к компромиссу. В целом можно сказать, что польдерная модель помогает избегать острых социальных и идеологических конфликтов в одной из самых густонаселенных стран мира и обеспечивает принятие решений на основе консенсуса.
Фактически польдерная модель существует уже веками. Историки считают, что ее корни уходят к средневековью, а именно к появлению так наз. «ватерсхапов» (советов по защите от наводнений), в которых были вынуждены работать представители различных социальных классов (дворяне, крестьяне, купцы), объединявшие свои усилия для борьбы с вечным врагом - морем.
Позднее эта модель доказала свою целесообразность в городах с гетерогенным (смешанным) в результате иммиграции населением (гугеноты из Франции и евреи из Испании и Португалии во времена инквизиции). Возникновение польдерной модели в социально-экономическом смысле, порой также называемой «гармоничной моделью», относится к началу двадцатого века. В 1919 году был создан Высший совет труда, постоянный орган по переговорам между работниками, работодателями государством, представленным тогда министерством труда, позднее получившими название «социальные партнеры».
Одним из самых больших достижений Высшего совета труда стал Закон о коллективных трудовых соглашениях от 1927 года, получивший когда-то определение «института с истинно социальным лицом». Спустя десять лет другой закон позволил министру сделать коллективный трудовой договор (например, заключенный лишь несколькими организациями работников и работодателей) обязательным для всей отрасли.
Через три четверти века эта система с некоторыми поправками по-прежнему оправдывает себя. После Второй мировой войны польдерная модель была расширена двумя важными институтами. В 1945 году было создано Общество труда, орган по переговорам между организациями работников и работодателей. В 1950 голу в переговорах снова стало участвовать государство. С этой целью был учрежден Социально-экономический совет (SER), взявший на себя часть обязанностей Общества труда и ставший преемником Высшего совета труда.
Успех голландской модели долго (если говорить в переносном смысле) скрывался за дамбами. Лишь к концу прошлого тысячелетия польдерная модель получила международное признание. Так, Общество труда за новаторские решения в социально-политической области стало обладателем престижного немецкого приза «Карл Бертелсманн-Прайс», а в 1997 году бывший президент США Билл Клинтон пригласил (голландского) премьера Вима Кока рассказать миру об успехах польдерной модели.
В настоящее время эта модель состоит из десятков различных совещательных и переговорных инстанций, вносящих свою лепту в общее дело. Эти инстанции функционируют на всех уровнях и во всех областях политики управления.
Старейший образец голландской
культуры переговоров - Государственный совет
Государственный совет - старейший совещательный орган голландского правительства. Совет был образован в 1531 году императором Карлом Пятым, который назначил свою сестру Марию Венгерскую наместницей Нидерландов, входивших тогда в состав Священной Римской империи. В Совет, учрежденный для поддержки наместницы, входили дворяне, высшее духовенство и юристы.
Интересно, что идея о независимости Нидерландов, воплощенная в жизнь Вильгельмом Оранским, также называемым Отцом отечества, зародилась именно в Государственном Совете. Независимость была достигнута в 1581 году, когда Северные Нидерланды свергли Филиппа Второго, сына и наследника Карла, и образовали Республику Объединенных Провинций. Во главе молодой республики стоял статхаудер, поддерживаемый Государственным советом и парламентом. Вскоре старое феодальное дворянство полностью исчезло из Совета. После периода французского владычества (1795 - 1813), когда республика стала частью наполеоновской Франции, Госсовет вновь был возрожден к жизни, на этот раз в качестве совещательного органа суверенного правителя. В 1848 году была пересмотрена Конституция и монарх получил меньше власти («Король неприкосновенен, ответственность лежит на министрах»), вследствие чего Совет стал консультантом правительства.
И по сию пору глава государства является председателем Совета, тогда как наследник трона заседает в нем с восемнадцати лет. Текущее руководство Советом в руках вице-президента. В Совет входят 28 обычных членов. Это члены совета. Кроме этого, могут быть назначены максимально пятьдесят так называемых «исключительных» членов совета.
Обычные члены пожизненно назначаются главой государства и правительством по рекомендации министра внутренних дел и с согласия министра юстиции. Пожизненно означает до семидесяти лет. При назначении роль играют компетенция и опыт в областях законодательства, управления и судопроизводства. К тому же, члены совета должны отражать разнообразие политических и общественных течений в стране. К Совету прилагается чиновничий аппарат, где работают несколько сотен человек. Совет консультирует по законопроектам и международным договорам. Отдел Судопроизводство управления является верховным судьей в разногласиях между гражданами и государством».
Составление и вступление, сверка на актуальность Portalostranah.ru
Опубликовано 31/03/2010