Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Ковбой – американский символ


Предлагаем вашему вниманию обзор по первоисточникам об образе американского ковбоя, которого современный американский исследователь-историк ковбойской темы Лонн Тейлор назвал «самым легкоузнаваемым символом Америки».

На иллюстрации из журнала «Америка»: Подлинный ковбой в его обычной среде. Этот документальный снимок ковбоя из штата Вайоминг, сделанный  фотографом Чарлзом Керклендом, датируется приблизительно 1883 годом.
На иллюстрации из журнала «Америка»: Подлинный ковбой в его обычной среде. Этот документальный снимок ковбоя из штата Вайоминг, сделанный фотографом Чарлзом Керклендом, датируется приблизительно 1883 годом.

 

Сначала материал из архива Portalostranah.ru – выдержки из специальной статьи об американском ковбое – символе страны  из уже прекратившего выходить журнала «Америка», издававшегося правительством США на русском языке.

 

Журнал прежде всего отмечал, что «как исторический феномен ковбой – работник, перегонявший огромные стада мясного скота с обширных  пастбищ Запада к железнодорожным станциям Канзаса для дальнейшей их транспортировки в восточные города страны, - просуществовал всего 30 лет (!), примерно с 1865 по 1895 год.  Зато  в легендах ковбой живет уже более столетия». Далее журнал пишет о правде и вымысле вокруг фигуры  американского ковбоя, цитируя уже упоминавшегося историка Лонна Тейлора.

 

«Тейлор выделяет несколько элементов этого мифа, действительно присущих исторической фигуре ковбоя. Среди них:

 

неотъемлемыми чертами хорошего ковбоя были профессиональное мастерство, мужество и стойкость;

 

ковбои носили сапоги, широкополые шляпы, платки на шее и чапы — кожаные полуштанины, надеваемые поверх штанов;

 

лошадь зачастую была самым главным помощником ковбоя в его труде;

 

большинство ковбоев действительно имели шестизарядные кольты.

На иллюстрации из журнала «Америка»: Плакат ярмарки и родео штата 1930-х годов.
На иллюстрации из журнала «Америка»: Плакат ярмарки и родео штата 1930-х годов.

 

Но даже эти простые истины нуждаются в специальных оговорках. Мастерство ковбоев проявлялось в верховой езде и отличном знании скота, а отнюдь не в умении молниеносно выхватывать кольт. Настоящий ковбой редко носил револьвер, им пользовались главным образом на пастбищах, где гул выстрела помогал ковбою управлять стадом. Костюм ковбоя был строго утилитарным: сапоги и кожаные полуштанины защищали его ноги, когда приходилось ехать сквозь заросли кактуса и полыни; платки, изготовлявшиеся в Новой Англии для работников южных ферм, служили масками от пыли. И еще: редкий ковбой имел собственную лошадь, обычно они работали на хозяйских лошадях.

 

Среди фактов, нашедших мало места в легендах о ковбоях, можно перечислить следующие:

 

среди ковбоев Запада было много негров и испано-язычных;

  

труд ковбоя был скучным и тяжким; лишь немногие занимались этой работой больше десяти лет или были в силах ее вынести после тридцатилетнего возраста;

  

Квинтэссенцией ковбойства была забота о скотине. В середине XX века один ковбой как-то сказал репортеру, что быть ковбоем «это не только арканить телят, объезжать мустангов и быть героем. Это также беспокойство за глупую тварь, не лениться пойти в дождь или снег и постараться ту корову спасти. И не ради хозяина этой коровы, а ради самой коровы и ее теленка».

 

К середине 1880-х годов, когда из-за резкого спада на мясном рынке, выбивания пастбищ, двух засушливых лет и суровых зим кочевой ковбойский образ жизни на бескрайних пастбищах постепенно подходил к концу, начал зарождаться миф о ковбое.

 

На иллюстрации из журнала «Америка»: «Ковбой-вертолетчик». Фото Скитера Хаглера. Снимок 1980 года из серии «Техасский ковбой», удостоенной Пулицеровской премии. Ковбой Фредерик Меникс наблюдает за стадами с вертолета близ города Лабокка в Техасе.
На иллюстрации из журнала «Америка»: «Ковбой-вертолетчик». Фото Скитера Хаглера. Снимок 1980 года из серии «Техасский ковбой», удостоенной Пулицеровской премии. Ковбой Фредерик Меникс наблюдает за стадами с вертолета близ города Лабокка в Техасе.

Ностальгический образ жизни ковбоя как фигуры сугубо сельскохозяйственной привлекал Америку, стремительно превращавшуюся в промышленную страну;  кроме того, как считает Тейлор, ковбой приобрел символический и реальный статус уже хотя бы потому, что был человеком на коне - традиционное воплощение силы и власти.

 

Легендарный ковбой сначала стал появляться на сцене в мелодрамах, действие которых происходило на пограничных территориях, потом он еще прочнее утвердился через широко репродуцировавшиеся картины Фредерика Ремингтона и Чарлза Рассела. Баффало Билл Коди своими постановками из жизни Дикого Запада способствовал распространению по всей Америке и Европе образа ковбоя, который метко стрелял и дрался с индейцами. После появления в 1902 году знаменитого романа Оуэна Уистера «Вирджинец» в воображении всего мира прочно засел образ благородного ковбоя, скупого на слова и щедрого на героические поступки. Романтический ковбой завоевал также респектабельность в лице реальной исторической личности - Президента. Теодора Рузвельта. Рузвельт, хоть и родился в Нью-Йорке, работал ковбоем с 1883 по 1886 год. 

 

Юная киноиндустрия ухватилась за ковбоя как за пищу для своих фантазий. В 1903 году короткометражка  Эдвина Портера «Большое ограбление поезда» завоевала ковбоям постоянное место на экране — место, которое с честью занимали такие актеры. Уильям Харт, Гари Купер, Джон Уэйн, и которое приспособили под свое амплуа певцы Рой Роджерс и Джин Отри.

 

Однако лишь  в  выдающихся вестернах, таких, например, как фильм Хауарда Хокса «Красная река», труд ковбоя изображался таким, каким он был на самом деле - собирание стада в путь и перегон его по степи. Остальные картины представляли полностью выдуманные истории о встречах с  индейцами,  бандитами, очаровательными девицам…

 

На иллюстрации из журнала «Америка»: Образ ковбоя в рекламе. Этикетка на марке калифорнийских отборных слив марки «Ковбой».
На иллюстрации из журнала «Америка»: Образ ковбоя в рекламе. Этикетка на марке калифорнийских отборных слив марки «Ковбой».
 

Культ подражания ковбоям породил  множество рекламных кампаний, построенных вокруг ковбоя в качестве центральной фигуры, привело к огромному разнообразию мужских мод, основанных на ковбойском костюме. Джинсы, например, впервые появились как прочные ковбойские штаны.

 

И  хотя  воображаемый ковбой процветал, ковбой настоящий уже почти перестал существовать, и жизнь  его  в современном  мире сильно изменилась. Пикапы быстрее собирают стада, а сеть автомобильных  магистралей и железных дорог сделала ненужными скотопрогонные трассы. И тем менее скот индустриального века нужно пасти и кормить, скотину нужно вызволять из болот, нужно лечить и помогать ей во время нового отела. И до сих пор ковбой по-прежнему с помощью своего верного коня ухаживает за стадами, которые в большой мере удовлетворяют потребность американцев в говядине». (Журнал «Америка» № 337/1984).

 

А три года назад (в мае 2007 года) в США отмечалось столетие со дня рождения актера Джона Уэйна. Уэйн был одним самых успешных киноактеров вестернов - ковбойского жанра, а потому празднование столетия со дня его рождения позволило американскому иновещанию - «Голосу Америки» (его русской службе) еще раз вернуться к теме ковбой и  американский менталитет. Станция отмечала 30 мая 2007 года:

 

«Джон Уэйн – звезда классических вестернов, «ковбой номер один»... хвалебные определения можно перечислять долго. Для нескольких поколений американцев герои Уэйна были воплощением кристальной честности, игры по правилам и бескомпромиссного индивидуализма (в западном понимании этого слова). Артист скончался в 1979 году, но по сей день остается символом эпохи расцвета Голливуда…

 

Хэл Акерман, преподаватель сценарной кафедры на кинофакультете Калифорнийского университете в Лос-Анджелеса, отмечает, что Уэйн не случайно стал кумиром американцев: «Он был законченным индивидуалистом и воплощал идеал Америки с лозунгом того времени: «Побеждает сильнейший». Он символизировал национальный образ, был своего рода знаковой фигурой. Не забудем, что культурный герой Америки - это Ковбой».

 

Составление Portalostranah.ru 

 

Опубликовано 30/04/2010

 

Опубликовано
30
04
2010
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...